Имиджи московских монументов как часть имиджа Москвы

Дата: 11.12.2011 г. Автор: Вешнинский Юрий Григорьевич
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

Автором изучался один из существенных аксиологических аспектов московского культурного пространства, связанный с оценкой москвичами московских монументов. В 1989-1999 гг. автор опросил 766 москвичей (в основном, но не исключительно, студентов гуманитарных вузов и факультетов и их выпускников). Респондентам задавались три открытых вопроса: о самых любимых и о самых нелюбимых московских монументах, а также о монументах, которых по их мнению Москве недостаёт.

Характер ответов на первые два вопроса (особенно в части, касающейся самых нелюбимых московских монументов) довольно контрастно разделил весь массив ответов на две части: 1989-1994 гг. («долужковская» эпоха в монументосозидании) (опрошено 215 респондентов) и 1995-1999 гг. («лужковская» эпоха) (опрошено 515 респондентов). Ответы на третий вопрос могут рассматриваться суммарно: за весь период 1989-1999 гг. В прилагаемых таблицах («белых» и «чёрных» десятках самых любимых и самых нелюбимых монументов) они ранжируются по убыванию положительного или отрицательного качества. В таблице недостающих Москве монументов они ранжируются по частоте упоминания.

«Белые» десятки «долужковской» и «лужковской» эпох (Таблицы 1 и 3 ) сформировались в основном по художественно-эстетическим критериям. Так, например, в первой тройке присутствуют с этой точки зрения совершенно бесспорные монументы А. С. Пушкину, Минину и Пожарскому, но также и весьма спорный монумент Юрию Долгорукому, который, при всех своих художественных слабостях, стал для москвичей, по-видимому, символом городской интеграции, вроде Старого Тоомаса в Таллине. Вообще «белые» десятки на Таблицах 1 и 3 не очень различаются между собой (составы первых четвёрок просто совпадают): разве что в «лужковскую» эпоху в первую пятерку попал довольно слащавый, но по крайней мере не агрессивно-помпезный памятник Сергею Есенину на Тверском бульваре. Надо отметить, что некоторые из респондентов продемонстрировали весьма своеобразное знание истории. Так, например, в одной из анкет фигурируют «братья Пожарские», а в другой - Кирилл и Мефодий названы первопечатниками.

Зато «чёрные» десятки разительно отличаются одна от другой. В «долужковской» «чёрной» десятке (Таблица 2 ) преобладают отрицательные оценки преимущественно политико-идеологической направленности монументов, отражавшие ярко выраженные антикоммунистические настроения москвичей (особенно молодежи) конца 1980-х – 1990-х гг. Под горячую руку «досталось» даже «Рабочему и колхознице» великой Веры Мухиной, одной из самых выдающихся скульптур ХХ века, и совсем неплохому кербелевскому памятнику Карлу Марксу. Единственной ярко выраженной художественно-эстетической антипатией более ранней «чёрной» десятки оказался действительно очень неудачный памятник неизменно любимому москвичами Юрию Гагарину на Гагаринской площади, получивший в городском фольклоре прозвище: «открывалка».

Совсем иной характер имеет «чёрная» десятка конца 1990-х гг. (Таблица 4 ). В ней удельный вес художественно-эстетических оценок резко увеличился, а список хитов резко помолодел. С огромным (почти троекратным!) отрывом от следующих по отрицательным рейтингам монументов лидирует монумент Петру I (300-летию Российского флота), созданный З. К. Церетели. Стоит заметить, что, судя по частоте упоминания в анкетах его фамилии, этот скульптор сам превратился в одного из персонажей московского городского фольклора, не менее известного, чем лица, увековеченные в московских монументах. Уже второй хит новой «чёрной» десятки, клыковский монумент Г. К. Жукову, упоминается в анкетах без фамилии автора. По количеству разного рода более или менее красочных словесных деталей-описаний лидируют различные скульптуры Мемориала Победы на Поклонной горе. За ним идет ансамбль З. К. Церетели, «оккупировавший», как сказано в одной из анкет, Манежную площадь и Александровский сад. Особо отмечается одним из респондентов бестактность самого его расположения: «звери, царевичи и прочая «клюква» у Вечного огня».

Монументы В. И. Ленину существенно потеснились, покинув первые два места, а монумент Ю. А. Гагарину, который за эти годы, разумеется, красивее не стал, вообще оказался вытесненным из «чёрной» десятки. Вкус москвичей в последнее время вообще несколько огрубел: разрыв между «сидячим» и «стоячим» Гоголями сильно сократился.

Анализируя ответы на третий вопрос следует отметить, что они распадаются на две группы: к первой группе ответов относится перечисление тех внешних характеристик и формально-стилистических особенностей, которых, по мнению респондентов, недостаёт московским монументам, а ко второй – перечисление тех лиц, социальных групп и событий, память о которых следует в Москве увековечить.

Из сопоставления реальных монументов с ответами на вопрос о недостающих Москве монументах становится очевидным, во-первых, какие внешние характеристики и формально-стилистические особенности уже существующих московских монументов вызывали у респондентов наибольшее отторжение. Это – гигантомания и помпезность, то, что характеризует сложившийся в 1990-е годы официозный «неоимперский» стиль.

Если же говорить о тематике хотя бы первой десятки недостающих по мнению респондентов Москве монументов (Таблица 5 ) (некоторые из них реально существуют), то по ней можно судить о ценностных приоритетах, доминировавших в России на пороге нового тысячелетия, в период наибольшего распространения в нашем обществе либеральных ценностей.

Прежде всего, эту таблицу характеризует явное преобладание имён, символизирующих творческую свободу и личную независимость, т.е. персоналистские, духовно-гуманистические, а не «государственно-силовые» ценности. Микросенсацией совокупности ответов на третий вопрос следует, по мнению автора, считать отсутствие не только в первой десятке, но и вообще в списке имени П. А. Столыпина, неоднократно предлагавшегося обществу в 1990-е годы как некий символ сочетания экономического либерализма с авторитарными методами проведения реформ. Видимо в современной России сочетание либерализма с авторитаризмом так же плохо удается, как и сто лет назад.

Таблица 1

Шкала 10-ти самых любимых московских монументов
(по мнению 215-ти респондентов-москвичей в 1989-1994 гг.)

Ранг

Монументы

Сред. балл

1

2

3

4

5

6
 

7

8

9

10

А. С. Пушкину 

Минину и Пожарскому 

Юрию Долгорукому 

Н. В. Гоголю («сидячий») 

Героям Плевны 

Триумфальная арка (в ансамбле с памятником М. И. Кутузову) 

А. С. Грибоедову 

Ивану Федорову 

И. А. Крылову 

М. Ю. Лермонтову

+ 75

+ 38

+ 32

+ 25

+13

+ 9
 

+ 7

+ 7

+ 7

+ 3

 

Таблица 2

Шкала 10-ти самых нелюбимых московских монументов
(по мнению 215-ти респондентов-москвичей в 1989-1994 гг.) 

Ранг

Монументы

Сред. балл

1
 

2

3

4

5

6

7
 

8

9

10

В. И. Ленину на Октябрьской (Калужской)
площади 

Ю. А. Гагарину на Гагаринской площади 

В. И. Ленину в Кремле (бывший -1) 

В. И. Ленину на заводе «Серп и Молот» 

Все памятники В. И. Ленину 

Карлу Марксу 

«Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной
(и её типа - 2) 

Ф. Э. Дзержинскому (бывший - 1) 

Георгию Димитрову 

Фридриху Энгельсу

- 39
 

- 36

- 19

- 19

- 15

- 15

- 11
 

- 10

- 9

- 9

 

Таблица 3

Шкала 10-ти самых любимых московских монументов
(по мнению 551-го респондента-москвича в 1995-1999 гг.) 

Ранг

Монументы

Сред. балл

1

2

3

4

5

6
 

7

8

9

10

А. С. Пушкину 

Юрию Долгорукому 

Минину и Пожарскому 

Н. В. Гоголю («сидячий») 

С. А. Есенину (на Тверском бульваре - 6) 

Триумфальная арка (в ансамбле с памятником М. И. Кутузову и панорамой «Бородинская битва») 

А. С. Грибоедову 

М. В. Ломоносову (на Воробьевых горах - 2) 

Кириллу и Мефодию 

М. Ю. Лермонтову

+ 200

+ 84

+ 73

+ 53

+ 27

+ 21
 

+ 20

+ 19

+ 17

+ 17

 

Таблица 4

Шкала 10-ти самых нелюбимых московских монументов
(по мнению 551-го респондента-москвича в 1995-1999 гг.)

Ранг

Монументы

Сред. балл

1

2

3
 

4

5

6
 

7

8

9

10

Петру I (в честь 300-летия Российского флота) 

Маршалу Г. К. Жукову (на Манежной площади) 

В. И. Ленину на Калужской (Октябрьской)
площади 

В. И. Ленину на ВДНХ 

Все памятники В. И. Ленину 

Комплекс Мемориала Победы
на Поклонной горе 

Ансамбль З. К. Церетели на Манежной площади 

Русско-грузинской дружбе на Тишинской площади 

Скульптуры З. К. Церетели в Зоопарке 

Все создания З. К. Церетели

- 137

- 55

- 42
 

- 32

- 31

- 27
 

- 26

- 19

- 16

- 15

 

Таблица 5

Шкала первых 10-ти недостающих Москве монументов
(по мнению 530-ти респондентов-москвичей в 1993-1999 гг.)

Ранг

Монументы

Число
упоминаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А. С. Пушкину 

Владимиру Высоцкому 

А. П. Чехову 

И. А. Бунину 

Н. М. Карамзину 

Булату Окуджаве 

М. А. Булгакову (на Патриарших прудах - 1) 

Юрию Визбору 

А. В. Суворову 

К. С. Станиславскому

71

67

61

56

56

54

53

50

48

46

 

   

Вешнинский Ю.Г. Имиджи московских монументов как часть имиджа Москвы
Имиджелогия-2006: Актуальные проблемы социального имиджмейкинга/
Под ред. Е.А.Петровой. – М.: РИЦ АИМ, 2006. – с. 42-45.
www.academim.org

Об авторе:
Юрий Григорьевич Вешнинский – член-корреспондент Академии имиджелогии. 



Ваше мнение

Что для вас имидж?

портал ci-journal.ru