Формирование индивидуального имиджа и проектирование одежды: актуальные проблемы и направления исследований

Дата: 04.10.2011 г. Автор: Коробцева Надежда Алексеевна
]]>Печать]]> E-mail
(2 Голосов)

В современной науке гораздо больше вопросов по формированию индивидуального имиджа с помощью одежды, чем ответов на них. По многим проблемам – пути их решения в исследованиях. В настоящее время дизайнерами одежды осознается тот факт, что одежда - это не только оболочка для тела человека, выполняющая ряд утилитарных, физиолого-гигиенических, информационно-эстетических функций, но и нечто большее, к примеру, средство невербального общения между людьми. Следовательно, одежда – это одно из средств формирования индивидуального имиджа (ФИИ) человека. Становление концептуального подхода к одежде как к объекту социально-психологического взаимодействия и воздействия людей друг на друга, выявляет ряд новых требований, которые необходимо учитывать при её проектировании. Имиджелогический подход начинает определять направления развития дизайна одежды, дополняет взгляды на одежду как на объект прикладного искусства.

Осознание факта, что в ряде ситуаций первичен имидж, приводит к разгадке взаимосвязей «имидж» – «одежда». Имидж иногда настолько первичен, что в итоге не важно, одет человек или раздет. Вспомним сказку «Новое платье короля» Г.Х. Андерсена: «А король-то голый!». Если рассматривать одежду как средство общения между людьми, то следует иначе подходить к проблеме её проектирования. Современного дизайнера по костюму необходимо обучать алфавиту «языка одежды» (Сёстры Сорины, 1998), чтобы процесс ФИИ не носил только интуитивный характер. До недавнего времени, швейниками решались задачи хорошего качества посадки изделий и производительного проектирования, сегодня – должны решаться задачи ФИИ с помощью костюма. Дело и в том, что иногда хорошее качество посадки может подчеркнуть нежелательные особенности фигуры, усилить комплексы непривлекательности. Если подходить с позиций имиджелогического подхода, то и качество посадки будет обеспечиваться иначе (прежде всего задачи построения имиджа, затем гармоничная подача фигуры, её коррекция).

Попробуем ответить на вопрос: в состоянии ли современное проектирование обеспечить адекватный разговор на Языке одежды между людьми. Насколько область дизайна одежды готова к такой постановке вопроса?

Исходя из современных определений понятий «костюма» и «одежды» следует, что это некоторая художественная система, зависящая от замысла художника (но не от целей формирования чьего-либо имиджа). Данное определение, как и подход в целом, сыграли немалую положительную роль в развитии российской школы дизайна костюма. Однако, очень часто оказывается недостаточно костюму обладать художественной ценностью и быть совершенным композиционно, важно ещё иметь практическое значение и быть востребованным у потребителя, мало того – обеспечивать ему адекватный имидж.

Если признать, что «костюм» – это сложная невербальная психосемиотическая система, входящая в информационный треугольник «костюм» – «личность» – «внешность», то необходимо исследовать его роль во взаимодействии людей, а затем совершенствовать проектирование на этой основе. Необходимо подвергнуть изучению характеристики костюма и выявить информацию о его элементах в имидже. На сегодняшний день имеем основное противоречие: оболочка человека (костюм, одежда), наделённая языком и несущая информацию в имидже, проектируется без какого-либо научного знания этой информации. Ценно и важно осознать, что костюм – это сложная интеграционная система, включающая одежду, причёску, головной убор, перчатки, украшения, грим, несущая социально-психологические функции в общении. Следовательно, существуют достаточно сложные взаимосвязи между «костюмом», «внешностью» и «личностью» носчика, расшифровка и исследование которых, должно быть предметом дальнейшего научного изучения и использования как основы для проектирования.

Построение индивидуального имиджа с помощью одежды складывается из многих компонентов. Нами ранее рассматривался алгоритм ФИИ с помощью одежды (сёстры Сорины, «Имидж женщины и её одежда», 2004). Ведущим в этом процессе является выбор стиля одежды, исходя из приписываемых по нему характеристик личности. На втором месте – подбор цвета, который должен осуществляться исходя из данных психологии восприятия цвета, с учётом целей ФИИ и принципов гармонизации конкретной цветовой палитры человека. Затем производится разработка вариантов костюмов, наилучшим образом реализующих цели формирования впечатления с учётом гармоничного восприятия фигуры человека в целом.

Для выполнения алгоритма ФИИ с помощью одежды требуется концептуальный переход в проектировании от разработок «оболочки тела человека» к созданию «оболочки для восприятия». Однако этот переход не настолько прост, как кажется. На сегодняшний день не все проблемы проектирования «оболочки для тела» решены, и это в определённой мере сдерживает развитие следующей концепции.

Подход к одежде как к некоторому невербальному языку приводит к дополнению термина «проектирование одежды». Проектирование новых моделей одежды – это комплексное решение задач формирования имиджа (ФИ) человека с помощью одежды наряду с решениями «художественных, эргономических, технических, технологических, экономических и других задач» (Мартынова А.И., 2002).

Исходя из концепции проектирования одежды как оболочки для восприятия, требуется исследовать и изучить особенности и закономерности этой оболочки. Разработка модных форм при этом должна вестись не просто как разработка художественного образа, порождённого автором, а как образа с заранее прогнозируемым впечатлением. На первом этапе должна осуществляться гармонизация одежды с внешностью заказчика (особенностями габитуса и его частей). На втором этапе одежда должна адекватно соответствовать личности носчика, не вызывать личностного дискомфорта и противоречий. На третьем этапе осуществляется проектирование необходимого имиджа в соответствии с задачами, решаемыми личностью (сёстры Сорины, 1998).

Если рассматривать одежду как средство ФИ, то возникает импрессивный подход (ИП) к проектированию одежды – научное направление, обозначающее стык проектирования одежды с имиджелогией. ИП подразумевает на первом этапе осуществление разработок с учётом составляющих впечатления от одежды, а на втором – осуществление проектирования с учетом целей ФИИ. Для этого исследуются связи между составляющими моделей одежды и характеристиками впечатления. Выдвижению ИП послужило исследование взаимосвязи стилевого решения одежды и приписываемых характеристик личности. Экспериментально подтвердилась гипотеза о том, что изменение стилевого решения одежды влияет на изменение приписываемых характеристик личности, а следовательно и на формируемый имидж. Результаты подробней см в книге «Имидж женщины и её одежда» (сёстры Сорины, 2004). Следует отметить, что исследования ИП как самостоятельного научного подхода неизбежно приведут к чёткому управлению «разговором» на языке одежды, построению адекватной системы индивидуальных имиджей.

Японскими исследователями установлено, что среди факторов, влияющих на выбор одежды, 33% принадлежит системе впечатления, 33% – социальным и экономическим факторам, и столько же функциональным. Без исследований в области впечатлений от одежды мы не сможем разработать надёжную схему прогноза и управления спросом на швейные изделия. Тенденции исследований, проводимых в мире, показали активное использование методов психологии восприятия для оценки субъективного впечатления на различных стадиях знакомства с изделием, включая примерку и опытную носку. Ведутся исследования элементарного уровня восприятия (психофизические исследования ощущений человека от одежды). Оцениваются, прежде всего, материалы и форма одежды. Зарубежные психофизические разработки позволили предложить ткани повышенной комфортности для деловой женской и мужской одежды – это ткани под названиями «антистресс» и «антипот». Это дорогостоящая костюмная группа материалов, содержащих шерсть, тонких и чрезвычайно комфортных (на психофизическом уровне ощущений), обеспечивающих невероятное качество мужского и женского костюма.

Наши психофизические исследования абсолютной и дифференциальной сенсорной чувствительности зрительного восприятия элементов конструкции швейного изделия и конструктивных параметров позволили предложить метод проектирования и поднять эффективность ручного и автоматизированного проектирования, разработать вариативные ряды конструкций на основе измерений ощущений человека от составляющих одежды. Данные исследования являются первым шагом к реализации концепции ФИ в проектировании.

ИП предлагает на первое место поставить потребителя, его потребности, особенности его фигуры, всестороннее изучение аспектов его восприятия одежды. Поэтому в отличие от сложившегося подхода на «эталонную фигуру» (роста 176, 182, обхвата груди и бедер 90, обхвата талии 60) предлагается подход проектирования на реального (возможно типового) потребителя, с более полным учётом восприятия особенностей и отклонений от типового телосложения.

ИП вносит методологию психологии восприятия в проектирование и позволяет использовать её при разработке швейных изделий и является, несомненно, шагом к научной разгадке взаимосвязей «имиджа» и «одежды» и построению на этой основе необходимого имиджа.

Коробцева Н.А. Формирование индивидуального имиджа и проектирование одежды:
актуальные проблемы и направления исследований//
Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика. Материалы Третьего международного симпозиума/
под ред. Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2005. – С.323-325

www.academim.org

Об авторе:
Надежда Алексеевна Коробцева – доцент кафедры дизайна Московского государственного университета дизайна и технологии, канд. техн. наук, член-корреспондент Академии имиджелогии.

 



Ваше мнение

Что для вас имидж?

портал ci-journal.ru