Управленческая имиджелогия: гендерный аспект

Дата: 30.09.2011 г. Автор: Соколова-Сербская Лидия Александровна, Сороковика Валентина Ивановна
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

За последние годы имиджелогия стала новой быстро развивающейся отраслью научного знания. Формирование знаний и умений имиджирования становится насущной задачей в современной культурной ситуации, обусловленной ростом роли медийных средств и значения создаваемых и транслируемых ими образов. Появление такого направления, как управленческая имиджелогия, вызвано особой озабоченностью формирования образа власти как в сфере бизнеса, так и в государственном управлении.

Значение управления непрерывно возрастает, поскольку оно затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Главное предназначение управленческой имиджелогии – научное обоснование процесса создания привлекательного имиджа и выстраивание модели достойного поведения, адекватного жизненным ситуациям, в которых оказывается человек. Те, кто занимается управленческой деятельностью, должны обладать достойным имиджем. Это требование является обязательным условием их профессионального соответствия. Имидж человека, особенно делового, – понятие изменчивое. Меняется среда – должен измениться и имидж.

В последнее время много внимания уделяется гендерным проблемам, что делает необходимым рассмотрение гендерного аспекта формирования имиджа. Изменение социального положения и роли женщин является отличительной особенностью общественного развития последних десятилетий. Происходит активное вхождение женщин в бизнес, заметное продвижение их по ступеням профессиональной и управленческой карьеры.

Имиджелогии следует в полной мере учитывать гендерные различия. Имидж как мужчины, так и женщины во многом определяется стереотипами, значительный вклад в изучение которых вносит социология, выявляя гендерные модели поведения. Каждой из моделей поведения соответствует свой имидж. У женщин теория и практика создания имиджа вызывают повышенный интерес, хотя неверно было бы считать, что они сориентированы в основном на женскую аудиторию. Особое значение придаётся имиджу женщины-руководителя, предпринимателя, менеджера. Ведь именно от внутреннего и внешнего облика женщины зависит её успех не только в профессиональной и общественной, но и в личной жизни.

Имиджелогия даёт возможность определить, какие именно факторы оказывают влияние на развитие управленческого и предпринимательского потенциала женщин, выявить сильные и слабые стороны профессиональной деятельности женщины-менеджера. Деловой женщине следует формировать практические навыки, необходимые для успешной карьеры: умение работать с информацией, взаимодействовать с командой, создавать и поддерживать свой имидж.

Имидж становится средством достижения успехов в карьере деловой женщины, поэтому его необходимо специально формировать и поддерживать. Каждая женщина может воспользоваться советами имиджелогии как современной отрасли знания, занимающейся изучением и созданием имиджа и выстраиванием модели достойного поведения, адекватного жизненным ситуациям, в которых оказывается человек.

Имиджелогия должна в полной мере учитывать сохраняющиеся условия гендерного неравенства мужчин и женщин. Данные исследований показывают, что социализация девушек в молодёжной среде нередко подавляет развитие индивидуальности, а это, в свою очередь, сказывается на их творческом и личностном потенциале и препятствует достижению статуса лидера в профессиональной среде. Со студентками, имеющими высокий потенциал лидерства, необходимо специально работать – повышать их самооценку и требовательность к себе. Общество должно быть готово принять и поддерживать управленческие способности женщины. Именно поэтому целесообразно включать в программу подготовки специалистов управленцев курс имиджелогии, в частности курс управленческой имиджелогии и в особенности рассмотрение её гендерного аспекта, чтобы у студентов формировалась установка на конструктивные деловые отношения, не отягощённые гендерными стереотипами.

В своей социальной реализации женщины проявляют характерные для них особенности поведения, которые определяются гендерными различиями. Эти особенности оказывают влияние на формирование как сильных, так и слабых сторон профессиональной деятельности женщин и управленческой, в частности. В связи с этим весьма важным представляется формирование у студентов системы знаний о состоянии и проблемах профессионального становления деловых женщин в бизнесе и управлении, а также выработка практических умений и навыков в сфере менеджмента.

В современном российском обществе правильно созданный имидж для государственного служащего не просто необходимость, а обязательное условие для эффективной деятельности. Психологами разработано большое количество методов формирования образа, основанных на определённом влиянии на массовое сознание. Правильное их использование в сочетании с совершенствованием коммуникативных навыков, наличием компетентности, предприимчивости, организаторских способностей, умением подать себя помогут построить правильный имидж. Женщине-руководителю или женщине, находящейся на государственной службе, при работе над имиджем следует быть особо внимательной, тонко сочетая в своем облике руководителя мужские и женские качества.

В последнее время имидж стал не только модным понятием, но и суровой необходимостью для того, кто желает продвинуться по карьерной лестнице.

Спецкурс по имиджелогии, предложенный студентам Московского городского университета управления Правительства Москвы, вызывает у них повышенный интерес. Готовя рефераты, студенты знакомятся с разнообразной литературой по имиджелогии и гендерным проблемам, которая способна помочь им в формировании удачного имиджа молодого государственного служащего, в личностном и карьерном росте.

Студенты изучают проблематику имиджелогии, знакомятся с имиджем как научным понятием, теоретическими аспектами самопрезентации, гендерными аспектами имиджирования и характерологическими признаками имиджа делового человека. Предполагается, что после изучения курса студенты должны уметь применять полученные навыки для создания имиджа организации и имиджа государственного служащего, правильно строить стратегию и тактику общения, владеть механизмами коммуникации, пользоваться технологией имиджирования, совершенствовать свой имидж в целях достижения личного успеха.

Изучение курса имиджелогии предполагает серьёзное знакомство студентов с социально-психологическими теориями коммуникации, поскольку слушатели должны иметь представление о связи обыденного сознания, подсознания и имиджа, о процессе создания имиджа, путях его трансформации и совершенствования, о приёмах эмоциональной самокоррекции личности, о способах выработки собственного имиджа, гендерных особенностях.

Процесс обучения эффективному общению носил стихийный характер практически до конца 20 века. Но при стихийном обучении могут складываться неадекватные схемы восприятия и переработки информации. Сейчас появляются образовательные программы, включающие дисциплины, несущие информацию о способах и методах эффективных коммуникаций. Необходимо введение в учебные программы вузов курсов, направленных на изучение студентами способов и методов человековедческой компетентности современного руководителя, т.е. умение изменять глубину и круг общения, умение понимать и быть понятым партнёром. Коммуникативная компетентность особо необходима во всех сферах личностного взаимодействия.

Практика свидетельствует о растущем интересе студентов к имиджелогии, а её успехи позволяют перевести занятия на более высокий теоретический, методологический и практический уровни. Имиджелогия является не только новой областью научного знания, но и учебным предметом, одной из общеобразовательных дисциплин. Использование в учебно-воспитательном процессе имиджелогии становится необходимым этапом в решении столь актуальной в современных условиях проблемы, как модернизация образования.

Соколова-Сербская Л.А., Сороковикова В.И. Управленческая имиджелогия: гендерный аспект//
  Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика.
Материалы Третьего международного симпозиума/
под ред. Е.А.Петровой
– М.: РИЦ АИМ, 2005. – с.209-211
www.academim.org

Об авторах:
Лидия Александровна Соколова-Сербская – член-корреспондент Академии имиджелогии, доцент, кандидат философских наук, заведующая кафедрой деловой этики и эстетики Московского государственного института управления правительства Москвы.

Валентина Ивановна Сороковикова – кандидат философских наук, доцент, и.о. профессора Гуманитарной кафедры Академии хорового искусства.



Ваше мнение

Что для вас имидж?

портал ci-journal.ru