Вопросы преподавания имиджелогии для будущих специалистов по связям с общественностью

Дата: 23.09.2011 г. Автор: Морозова Евгения Александровна
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

В современном обществе деятельность специалистов по связям с общественностью (далее – PR-специалистов) является не только важной и ответственной, но и очень сложной с точки зрения своего содержания, поскольку она связана с выполнением самых разных функций и имеет различные направления. Наша задача – подготовить профессионала в данной области, поэтому необходимо чётко представлять себе, какой PR-специалист наиболее востребован на рынке услуг.

Сегодня уже не вызывает сомнения, что одним из важнейших направлений деятельности по связям с общественностью является создание позитивного имиджа организации или конкретной личности. Собственно, формированию эффективного имиджа и доверительного доброжелательного отношения и посвящены специально проводимые многочисленные PR-акции. А в силу того, что имидж – особый психический образ, т.е. категория психологическая, то и деятельность по его созданию в содержательном отношении психологическая, понимать специфику которой крайне необходимо. Естественно, в психологии личности, психологии отношений, психологии восприятия и социальной психологии проблема психического образа изучена хорошо, что позволяет найти ответы на многие вопросы, связанные с понятием имиджа. Если говорить о практическом приложении психологии при управлении имиджем, то оно намного опередило теорию в этом вопросе.

Тем не менее, было бы несправедливо думать, что только психология обращается к проблемам имиджа. В настоящее время категория «имидж» вошла в понятийный аппарат социологии, философии, политологии, культурологии, костюмологии. Поэтому на стыке этих наук закономерно появление новой дисциплины «имиджелогии», развитие которой, по мнению Е.А. Петровой, должно быть направлено на раскрытие общего, особенного и единичного в онтологии всех видов имиджей, и не может быть сужено до представления о ней как о науке о «феномене массовой коммуникации» (Г.Г. Почепцов) или о науке «о личном обаянии» (В.М. Шепель).

В настоящий момент имиджелогия преподаётся как отдельный предмет во многих вузах России, появляются первые кафедры и факультеты имиджелогии, защищаются диссертационные исследования, посвящённые проблематике имиджа, растёт количество научных и научно-популярных публикаций в данной области. При этом знатоками в сфере имиджа себя считают представители самых разных специальностей: психологи и PR-специалисты, стилисты и дизайнеры, рекламисты и т.д.

Проблема профессиональной подготовки по предмету «имиджелогия» становится острейшей в современных условиях. Сегодня программы обучения имиджелогии в различных учебных заведениях отличаются поверхностным уровнем, часто в них нет единых методологических и теоретических позиций, их авторы увлекаются практическими технологиями (часто сомнительного качества). В результате, студент получает массив учебной информации, которая не гарантирует овладение им целостной системой знаний, не делает его специалистом в области создания имиджа и управления им.

Содержание научных знаний в данной дисциплине, как и в любой другой, представлено в виде учебной информации. Однако за ней должны следовать сформулированные на языке науки проблемные ситуации, модели и задачи, которые к концу обучения чётко прорисуют контуры профессионального будущего студента. Это наполнит его познавательную деятельность личностным смыслом, создаст возможности для собственного целеобразования и целеосуществления.

Чтобы стать грамотным специалистом, выпускнику вуза нужно пройти длительную адаптацию – как профессиональную, так и социальную (причём последняя протекает для молодого специалиста труднее и острее). Интересно, что такие социальные показатели любого специалиста как понимание и приятие других людей, умение общаться в процессе труда, согласовывать различные интересы, входят для PR-специалиста в число профессионально-значимых. Более того, речь идёт об очень важной компоненте личности специалиста: о его социально-нравственных качествах как представителя своей профессии, гражданина страны и члена человеческого сообщества.

Для обретения теоретической и практической компетентности, студенту нужно совершить в своём сознании двойной переход: от знака (информации) – к мысли, а от неё – к действию и поступку. Только в этом случае информация становится осмысленным знанием, а статус профессионального знания она обретёт только в контексте собственного практического действия и поступка студента. Причём действие должно быть приближено к предметно-технологическим и социокультурным ситуациям предстоящей профессиональной деятельности PR-специалиста.

Новые знания, умения, навыки, опыт творческого действия и опыт социальных отношений легче приобретаются при осознании студентом их места и роли в контексте осваиваемой профессиональной деятельности. Немаловажное значение имеет здесь уровень общей культуры обучающегося, низкие показатели которого препятствуют включению студента в наиболее эффективные совместные, диалогические формы организации обучения.

Моделирование учебно-образовательного процесса в рамках изучения имиджелогии как дисциплины в вузе во многом зависит от выбора базовых обучающих моделей, таких, например, как семиотические, имитационные и социальные, выделяемые А.А. Вербицким в теории контекстного обучения.

Семиотические обучающие модели представляют собой вербальные учебные тексты, содержащие теоретическую информацию о конкретной области профессиональной культуры и предполагающие её индивидуальное присвоение каждым студентом. Единицей работы студента является речевое действие.

Имитационные обучающие модели – это моделируемые ситуации будущей профессиональной деятельности (у нас – имиджирования), требующие практического использования теоретической информации в процессе их анализа и принятия соответствующих решений. Это вызывает необходимость самостоятельного мышления студента и его личностного включения в предметную область профессиональной имидж-деятельности. Единицей работы студента становится предметное действие, основная цель которого – практическое преобразование имитируемых профессиональных ситуаций.

Социальные обучающие модели – это типовые для профессиональной деятельности проблемные ситуации и их комплексы, которые получают свою динамическую развертку в совместных формах работы студентов. Как результат общих усилий в процессе диалогического общения и межличностного взаимодействия у каждого студента складывается новый теоретический и практический опыт. Основной единицей активности студента являются поступки, причём личностные смыслы преобразуются в социальные ценности, происходит приобщение к профессии как части культуры.

Выделение базовых моделей позволяет лучше увидеть сущность трансформации учебной деятельности в профессиональную, а это, в свою очередь, даёт возможность проектировать соответствующие педагогические технологии обучения. Использование таких моделей в процессе обучения имиджелогии в вузе, на наш взгляд, отвечает целям и задачам данной дисциплины.

Конечно, для каждого конкретного содержания образовательной деятельности необходимо найти её адекватную форму. Поэтому, сущность процесса имиджелогического образования будущих PR-специалистов зависит от понимания некоторых важных моментов, рассматриваемых нами ниже.

Ясно, что процесс формирования и продвижения имиджа во многом ориентирован на принятие интуитивных решений, но интуицию нельзя рассматривать как случайное озарение. Инновационное мышление является результатом специального структурирования учебной информации, предъявляемой при обучении, развития навыка творческого решения учебных инновационных задач, разработки технологий информационных и тренинговых видов занятий.

Деятельность по имиджированию подразумевает наличие у PR-специалиста умения не только анализировать отдельные части единого целого, но и синтезировать разнородные явления в нечто общее, как результат логической переработки полученной информации. Для формирования такого умения в курсе имиджелогии должна быть создана адекватная методическая основа.

Мы должны помнить, что профессиональный авторитет нашего выпускника зависит от практических умений. Ведь цель студента состоит не в усвоении отдельных знаний, умений и навыков, а в овладении целостной профессиональной деятельностью специалиста. Значит, требуется формирование у студентов алгоритмов деятельности по созданию эффективного имиджа на технологическом уровне. В условиях отведённого на дисциплину времени это может быть достигнуто путём интенсификации учебного процесса, включением в него проблемных ситуаций, проведением организационно-деловых игр и тренингов, поиском новых форм обучения, возможно с привлечением современных технических средств.

Одной из инноваций для студентов здесь может стать такая форма обучения, при которой они будут включены в настоящую деятельность по работе с имиджем – имеется в виду создание на базе факультета связей с общественностью своего PR-агенства. Это дало бы вузу замечательную возможность качественной организации всех видов практики, позволило бы студентам включаться в профессиональную деятельность постепенно, проходя последовательно все её этапы. Заработанные при этом деньги могут послужить хорошим подспорьем для улучшения материально-технической учебной базы, ведь не секрет, что современные технологии подготовки хорошего имидж-специалиста требуют немалых материальных вложений.

Ещё одним важным моментом становится понимание того, что современный PR-специалист прежде всего должен быть лидером, наделённым активностью, общей нацеленностью на успех. Значит необходимо формировать у студентов социальные установки на успех, уверенность в собственных силах, стремление испытать себя в профессиональной деятельности. Важную роль должны играть в этом приёмы имиджирования, с которыми они знакомятся в процессе обучения, причём необходимо научить студентов использовать их в первую очередь применительно к самим себе. Нельзя забывать, что наряду с решением задач собственно профессиональных высшее образование призвано обеспечить человеку лучшее осознание себя как личности, своего места и роли в обществе, развитие потребности в непрерывном образовании.

Кроме вышеназванных проблем, имиджелогическая подготовка будущих PR-специалистов в вузе выдвигает свой круг вопросов. Особенность преподавания этой дисциплины на факультете связей с общественность состоит в том, что сразу несколько предметов учебного плана обращают студентов к проблемам имиджа. Так, в рамках этики и психологии делового общения говорится о создании внешней составляющей имиджа и речевом имидже делового человека; социология массовой коммуникации останавливается на проблемах имиджа как социального явления, а психология массовой коммуникации – как феномена массового сознания; конфликтология знакомит с имиджем конфликтной личности и т.д. Ясно, что в такой ситуации трудно достичь единства методологической основы имиджелогических знаний. В результате у студента складывается впечатление, что об имидже и путях его построения он слышал уже достаточно, чтобы считать себя специалистом в этой области.

На самом деле, чтобы подготовить высококлассного PR-специалиста мы должны вооружить его современными знаниями в области имиджелогии и помочь ему овладеть известными к настоящему моменту имидж-технологиями. Для этого необходимо наличие в учебном плане отдельной дисциплины, которая позволит осуществлять такую подготовку.

Студентам факультета связей с общественностью нашего института повезло – в программе их обучения предусмотрен спецкурс по имиджелогии, серьёзную и грамотную программу которого разработал ректор ИСЭПиМ, профессор В.П. Делия. Очень важно, что изучение данного курса создаёт условия для развития творческого, инновационного мышления у будущих PR-специалистов, позволяет профессионально подготовить их к деятельности по имиджированию.

Необходимо понимать, что включая новую дисциплину в систему подготовки наших студентов, мы берём на себя ответственность за качество её обеспечения учебно-методической базой, должным уровнем преподавания и компетентностью самих преподавателей. Поэтому на настоящем этапе в нашем вузе ведётся работа по разработке комплекса учебных пособий, включающего как курс лекций, так и практикум по имиджелогии. В своей деятельности мы опираемся на достижения отечественной науки и практики, сотрудничаем с Академией имиджелогии России, объединившей в своих рядах ведущих учёных – специалистов в данной области знаний.

Со временем курс имиджелогии, несомненно, займёт ключевое положение в вузовской подготовке PR-специалистов. Это обусловлено его содержанием, составляющим основу, определяющим стратегию и тактику одного из ведущих видов деятельности профессионалов PR. Следовательно, будут возрастать требования к уровню овладения студентами данной дисциплиной.

Всё вышесказанное заставляет задуматься над тем, каким образом сформировать у студентов профессионально ориентированную систему умений и навыков, в совокупности образующих основу профессионализма современного специалиста по связям с общественностью. Решение такой задачи будет не только способствовать повышению у студентов активности в учебно-познавательной деятельности, формированию учебной мотивации, нацеленной на достижение высоких результатов, но и содействовать успешной профессиональной адаптации вчерашних студентов, их становлению и росту, их востребованности на рынке труда. А ведь успешное трудоустройство выпускников, бесспорно, повышает авторитетность любого учебного заведения!

Подводя итог, хочется ещё раз отметить, что включение в систему обучения в вузе PR-специалистов такой дисциплины как имиджелогия позволяет существенно повысить качество их профессиональной подготовки, расширяет возможности развития инновационного мышления и креативности наших студентов. Надеемся, что проблемы, рассмотренные нами в этой работе, заставят задуматься тех, от кого зависит качество имиджелогической подготовки специалистов по связям с общественностью.

Морозова Е.А. Вопросы преподавания имиджелогии для будущих специалистов по связям с общественностью//
Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика. Материалы Третьего международного симпозиума/
под ред. Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2005. – с.46-50
www.academim.org

Об авторе:
Евгения Александровна Морозова – кандидат психологических наук, член-корреспондент Академии Имиджелогии.



Ваше мнение

Что для вас имидж?

портал ci-journal.ru