Имидж современного дизайна и пути его формирования на основе развития традиций этнодизайна

Дата: 01.09.2011 г. Автор: Савельева Ирина Николаевна
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

На рубеже второго и третьего тысячелетия мировая культура в результате научно-технического прогресса и процесса глобализации стала дуальной в планетарном масштабе. Это означает, что сегодня существует проблема нарушения гармоничного взаимодействия универсальной (англ. universal – всеобщий), то есть современной мировой культуры и традиционных локальных культур всего мира, проявляющаяся в различных сферах, что подтверждают экологические катастрофы, войны, ассимиляция и исчезновение малых народов, изменение национальных языков, образа жизни и быта.

Яркий пример проявления такой проблемы, следствием которой является формирование имиджа современного общества, представляет собой одежда как важнейший продукт и компонент любой культуры. Качественное значение одежды в универсальной и традиционной культурах различно; осознание разницы этих значений приводит к затруднению, осложняя взаимопонимание, диалог, развитие и культурный синтез. Причины и смысл появления одежды в традиционной культуре существенно отличается от тех смыслов и последствий, которые, в процессе эволюции, одежда обрела сегодня. Смысловое «наслоение» отчётливо проявляется в такой сфере универсальной культуры как современная мода, создавая массу противоречий и культурный дисбаланс, что по существу является одной из значимых характеристик имиджа нашей эпохи. Напротив, в традиционной культуре – традиционном костюме сохраняется подлинное, аутентичное значение одежды, содержащее уникальную информацию, способную помочь разрешить многие кризисы современности.

Обоснование важности разработки культурного взаимодействия традиционного костюма и современной моды заключается в наметившемся сегодня их движении навстречу друг другу. Современная мода и универсальная культура в целом, как стремительно изменяющиеся явления, требующие новой творческой энергии, нуждаются в быстром и надёжном пути вхождения в определённую культурную среду, в частности постижения искусства, его понимания и последующего синтеза. В свою очередь традиционный костюм – традиционная культура сегодня ищут новые направления развития своего культурного наследия, являясь надёжным тылом, базой и основой для формирования культуры будущего.

Дизайн, как культурный феномен современности, может играть ключевую роль при разработке подобного взаимодействия традиций и современности. Не секрет, что даже среди специалистов часто звучит мнение, которое читается в словосочетании «искусство и дизайн», тем самым не относящее его к сфере искусства.

Следует вспомнить, что при возникновении практически любого направления в истории искусств, любого художественного стиля возникали подобные непонимания сути нового этапа. Тем не менее со временем изменившаяся общественная ситуация, достижения науки, техники и т.д. позволяют укорениться новым тенденциям, со временем делая их общепринятыми, характеризующими стиль и имидж той или иной эпохи.

Следует признать, что явление «дизайн» получило определённую и не всегда правильную трактовку в обществе, что создало ему определённый имидж «поверхностного» оформления внешнего вида чего-либо. Можно встретить такие выражения, как «дизайн торта», «дизайн букета», «дизайн макияжа» и т.д.

На самом деле «дизайн» в профессиональном понимании обязательно отражает гармоничное композиционное решение изнутри, основанное на всестороннем учёте условий эксплуатации, свойств используемых материалов, тесную взаимосвязь и взаимопроникновение художественных, конструкторских, технологических и экономических аспектов.

С другой стороны общепринятое сейчас применение слова «дизайн» в качестве результата деятельности художника лишний раз подтверждает наше мнение о дизайне как о новой стадии развития массового искусства. Однако в настоящее время наметился определённый кризис и истощение творческого базиса так называемого «голого» дизайна, необоснованно оторвавшегося от традиций (и в частности народных) создания материальной сферы обитания человека. В то же время такое обращение совершенно естественно, поскольку этнодизайн по большому счету отличается от современного только способом производства. Основанием для этого служит, прежде всего, идея тождества дизайна самой культуре, проникающего во все сферы жизнедеятельности человека, участвующего во всех культурных процессах.

В процессе проектного анализа традиционного костюма и современной моды, где первый выступает в качестве творческого источника, а вторая в качестве творческой среды и проектного аналога, был осуществлён дизайн-анализ в рамках собственного дизайн-проекта.

Практический дизайн-проект – это создание коллекции моделей современной одежды на основе традиционного народного костюма. Главная идея проекта – это демонстрация синтеза традиционной и универсальной культур, как способа разрешения проблемы культурного дисбаланса на примере одежды; формирование у широкой аудитории интереса к уникальным традициям народного ремесленного искусства. Ставилась задача «перевести на европейский язык» аутентичную культуру аборигенов. При этом смысл проделанной работы должен быть интересен и, главное, понятен, как европейской аудитории, так и коренному населению. Для этого сначала были изучены существующие алгоритмы современной проектной деятельности, в частности, пути осмысления традиционной культуры дизайном.

Это, прежде всего, коллективный труд специалистов ВНИИТЭ, посвящённый методике художественного конструирования, включающий три основных компонента, созвучных основной идее о формах бытия:

  1. Категории проектной деятельности (природа),
  2. Процесс художественного конструирования (общество),
  3. Среда художественного конструирования (человек и культура).

На основе существующих концепций построен собственный алгоритм проектной деятельности позиции современной моды, трактуемой нами как части такой сферы культуры, как дизайн.

Опираясь на проделанную работу по определению аспектов дизайнерского подхода и реализованную в проектном анализе, можно констатировать, что будущий продукт должен выполнять утилитарную (защитную),семиотическую и эстетическую функции, свойственные традиционному костюму; и утилитарную (экономическую), индивидуализирующую и инновационную функции, присущие современной моде. Разработанная схема дизайн-аспектов проектного синтеза показывает условия формирования такого набора функций, исходя из преемственности прошлого, настоящего и будущего.

Данные проектного анализа предметов позволили вывести определённый набор приоритетных дизайн-аспектов взаимодействия двух культур. Это функции комфорта и семиотики, качества формы и конструкции, материала и технологии творческого источника – традиционного костюма; коммерческая функция, функция инновации, качества идеи и формы проектного аналога – современной моды.

Основной принцип проектного синтеза – это выбор двух ведущих функций, по одному от источника и от аналога – это семиотика и экономика. Таким образом, определён ориентир дизайн-проекта – создание одухотворённого продукта, спрос на который позволит оправдать затраченные вложения. Из сказанного следует, что вполне реально «взаимно полезное» взаимодействие основ и традиций народного костюма с современным дизайном.

Савельева И.Н. Имидж современного дизайна и пути его формирования на основе развития традиций этнодизайна//
Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика. Материалы Третьего международного симпозиума/
под ред. Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2005. – с.348-350
www.academim.org

Об авторе:
Ирина Николаевна Савельева – доктор искусствоведения, кандидат технических наук, профессор Российского заочного института текстильной и лёгкой промышленности, член Союза дизайнеров России. За вклад в развитие и сохранение отечественной культуры награждена Золотой Пушкинской медалью. Исследователь собирательного русского национального имиджа, выраженного в костюме. Специалист, чьи интересы сосредоточены в области инженерного и художественного проектирования одежды, гармонизации в системе «человек-вещь-среда».



Ваше мнение

Что для вас имидж?

портал ci-journal.ru