Социально-психологический анализ научной школы в имиджелогии

Дата: 30.12.2009 г. Автор: Володарская Елена Александровна
]]>Печать]]> E-mail
(1 Голос)

Современное состояние отечественного науковедческого знания характеризуется значительным спадом интереса к вопросам, связанным со школами в науке. Хотя этот феномен продолжает существовать в российской науке и удивлять многогранностью своего проблемного поля. Доказательством актуальности «звучания» темы научной школы выступает появление новых школ в российской науке. Цель данной статьи состоит в социально-психологическом анализе характеристик этой категории на примере имиджелогической научной школы, формирующейся в настоящее время в отечественной науке.

Научную школу необходимо анализировать во взаимодействии предметно-логического и социально-психологического факторов её функционирования, противоречивое единство которых и задает феномен школы. Предметно-научным детерминантом деятельности научной школы, необходимым условием её консолидации является научно-исследовательская программа, выдвинутая главой школы. Программа выступает системообразующим признаком, опосредующим проявление всех аспектов групповой активности школы. Исследовательскую программу необходимо рассматривать как системное образование, складывающееся в объективной исследовательской ситуации, обусловленной логикой развития науки. Научно-исследовательская программа имиджелогической школы конкретизируется в определении категориальной сетки, предметного поля, структуры имиджелогического знания, места имиджелогии как науки о путях и способах формирования имиджа в системе смежных дисциплин, среди которых следует назвать психологию, историю, экономику, философию, костюмологию. Интегральным элементом, ядром понятийного аппарата данной научной школы является категория имиджа. В настоящее время происходит выработка единого научного определения этого феномена, под которым понимается и образ, и впечатление, и мнение, и стиль, и представление. Оформление общего понимания изучаемого явления, определение основных направлений теоретического осмысления и практического приложения получаемых результатов выступает естественным обязательным этапом динамики становления любой научной школы. Тем самым организуется деятельность школы, задается её предметное единство, отражающее связь преемственности и новизны в развитии научного знания.

Одна из главных характеристик научной школы – это наличие лидера – главы школы, крупного учёного, обладающего педагогическими и организаторскими способностями. Научный лидер – это основа школы. Вокруг него формируется коллектив единомышленников с целью реализации выдвинутой им исследовательской программы, которая характеризуется глубокой включенностью в индивидуальное творчество и обучения экспериментальному мастерству, что задаёт общность научных устремлений. Создателем научной школы в имиджелогии и президентом Академии имиджелогии является доктор психологических наук, профессор Е.А.Петрова, объединившая вокруг себя своих последователей и сподвижников, влюблённых в проблематику имиджа.

Наличие лидера – главы научной школы, системы непосредственных отношений между учителем и учениками ведёт к возникновению преемственности в развитии традиций школы, обучению творчеству, результатом чего является формирование нового поколения талантливых учёных – членов школы. Можно выделить две основные функции школы, которые она выполняет в науке: (а) когнитивную, связанную с производством и накоплением нового знания, и (б) научно-педагогическую, которая реализуется в обучении научному творчеству, коллективной научной деятельности и передаче накопленных знаний, новым поколениям учёных. Научная школа представляет собой такое объединение учёных, в котором органически сливаются общение и познание, научный поиск и обучение исследовательскому мастерству, генерирование новых идей и их бережное сохранение и отстаивание. Школа – это, прежде всего, посвящение в науку, усвоение её концептуального и методического аппарата, ценностных ориентаций и категориального строя. Только пройдя школу (в указанном смысле), можно стать человеком науки. Школа – это форма приобщения индивида к деятельности по производству и потреблению знаний в контексте определённых межличностных отношений. Научная школа в имиджелогии реализует обе обозначенные выше функции, о чём свидетельствуют подготовленные и защищённые в недавнее время докторские и кандидатские диссертации, в частности, в области психологии имиджа.

В содержательные компоненты имиджа описываемой научной школы входят представления о нетривиальной научной проблеме, глубокой методологии, интересной программе исследования, тщательной количественной и качественной интерпретации полученных результатов.

Наряду с изучением предметной логики становления имиджелогического знания происходит интеграция научных сил учёных, занимающихся проблемами имиджа. В научно-социальном плане исследовательская программа, разрабатываемая школой, организует коллективную научную деятельность, обеспечивает единство кооперации и дифференциации научного труда, определённую структуру межличностных отношений. Исследовательская программа определяет научно-социальную самостоятельность и относительную автономность школы. В 2003 году учреждена Академия имиджелогии, выступающая сообществом учёных, которое возглавляет продвижение в науке и в обществе проблематики имиджа. Создаются факультеты и кафедры, осуществляющие подготовку специалистов в области имиджелогии, возникают имидж-центры и лаборатории, занимающиеся имиджмейкингом. Результаты исследований членов Академии имиджелогии публикуются в изданиях, нацеленных на освещение деятельности имиджелогического научного сообщества. Издаётся учебная и популярная литература по проблематике имиджа.

Каждая научная школа имеет свои традиции и обычаи. Доброй традицией научной школы в имиджелогии стала ежегодная организация симпозиумов, имиджелогических чтений и дискуссий, издание научных трудов, популяризация своей деятельности через собственный сайт в интернете, проведение Рождественского академического бала и т.д.

Таким образом, происходит социальная институционализация новой научной дисциплины – имиджелогии.

Своеобразие феномена научной школы состоит в неформальном характере отношений, складывающихся между её членами. Может происходить рассогласование границ школы с формальной организационной научной структурой. Научная школа – образование иного порядка, существование которого нельзя объяснить только предметно-логическим основанием. Школа – это психологическое сообщество, и существование школ можно объяснить только с помощью психологических механизмов. Научная школа существует только благодаря признанию её особой ценности, специфических норм, определённой исследовательской идеологии, уникальности личности её главы как научным сообществом в целом, так и учёными – членами школы. Школа выступает референтной группой в науке. Она представляет собой социоперцептивный феномен, способ рефлексии научной общности, выступает частью образа науки, складывающегося у учёного. В качестве базового психологического основания существования неформальной структуры научной школы выступает ощущение включённости учёного в научную школу, идентификации с ней. Школа в имиджелогии объединяет учёных, разделённых не только рамками разных дисциплинарных направлений науки, но и разной географической принадлежностью. Имиджелогическая научная школа не закрытая система. Она открыта новому опыту, идеям, мнениям.

Володарская Е.А. Социально-психологический анализ научной школы в имиджелогии//
Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика. Материалы Третьего международного симпозиума/
под ред. Е.А.Петровой.
– М.: РИЦ «АИМ», 2005. – С.40-42
www.academim.org

Об авторе:
Елена Александровна Володарская – кандидат психологических наук, член-корреспондент Академии Имиджелогии, Член российского общества историков науки, член общества историков гуманитарных наук (Франция), член ADRYPS ассоциации франкофонных социальных психологов (Франция), Институт истории естествознания и техники РАН, старший научный сотрудник Центра Науковедения.

Тэги: Володарская, наука Просмотров 4462


Ваше мнение

Что для вас имидж?

портал ci-journal.ru