Ощущения поддаются измерению. Психофизический подход к оценке качества швейных изделий

Дата: 29.12.2009 г. Автор: Коробцева Надежда Алексеевна
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

Высокое качество товаров является гарантией выживания швейных предприятий в условиях насыщенного рынка и острой конкурентной борьбы. Повышение конкурентоспособности продукции в современных условиях немыслимо без дальнейшего развития стандартизации, что соответствует принятому в декабре 2002 года Федеральному закону «О техническом регулировании».

 

Потребительская концепция

В отрасли утвердилась экспертная концепция оценки качества швейных изделий, согласно которой используются различные методы экспертных оценок. Экспертная система формирования и обеспечения качества одежды имеет свои недостатки. В частности, не используется резерв ряда потребительских требований, не выделены психологические показатели качества одежды для потребителя. Изучение и прогноз спроса на модели у потребителя осуществляется без применения психологических методов, в основном путем социологических опросов, что приводит к немалым экономическим потерям для производства. Введение во многих областях, в том числе и в швейной отрасли, маркетинговых исследований способствовало развитию новой потребительской концепции формирования и обеспечения качества одежды.

Потребительская концепция оценки качества позволяет уже в начале жизненного цикла продукции определить спрос на неё, снизить затраты на проектирование за счет ранней выбраковки бесперспективных образцов. Такой подход принят в ряде стран, где развиваются исследования групп потребителей и постулируется, что в конечном счете потребительский спрос определяет совокупное качество изделий.

 

Первые впечатления

Согласно зарубежным исследованиям, потребительский спрос на 33 % определён составляющими системы впечатления от одежды (Масааки по Кейитиро) [2] наряду с социальными и экономическими факторами. Таким образом, 1/3 факторов системы потребительского спроса до сих пор остаётся неизученной в швейной отрасли. Поэтому целесообразно разработать методологический подход к исследованию элементарных составляющих впечатления.

Система впечатления от одежды, функционально зависящая от перцепции (восприятия) одежды Ро, является специфичной системой. Система «впечатления от одежды» принадлежит системе «впечатления от костюма», которая в свою очередь связана с системой «психологии восприятия одежды». Последняя входит в систему психологии восприятия Ψв.

Io   є   Ik					(1)
Ik   ↔   Ψво					(2)
Ψво  є   Ψв					(3),

где Io – система импрессии (впечатления) от одежды; Ik – система впечатления от костюма; Ψво – система психологии восприятия одежды; Ψв – система психологии восприятия.

Таким образом, сформулировав положение: D = f(Io), что проектирование одежды функционально зависит от формируемого впечатления, далее имеем:

	n
Io  ~  Σ  Ej       				(4),
	j=1

где Ej – элементарные составляющие впечатления от одежды, получаемые по j-му каналу от органов чувств, выраженные в ощущениях; Io – система впечатления от одежды.

Методологической базой определения Ej является психофизический уровень восприятия.

Система впечатления Io зависит от суммы элементарных составляющих, связанных с теми каналами, по которым человек воспринимает информацию об одежде. Система импрессии от одежды Io опирается на систему психофизического уровня перцепции Ррf. Io зависит от системы психофизического уровня восприятия Ppf и импрессивной составляющей одежды:

Io    ~    Ppf  				(5)
Ppf   є    Io		        		(6)
Ej    є    Ppf   є   Io			(7)

В систему Ppf входят измерения различных ощущений как элементарных единиц впечатления (ЭЕВ – зрительных, слуховых, кожных и пр.), возникающих у потребителя от варьирования различных параметров одежды и материалов для неё.

 

Психофизическое восприятие

Одежда порождает в процессе её восприятия и эксплуатации ощущения различных модальностей Opf. Иными словами, система психофизического восприятия одежды Ppf порождает систему Opf:

Pрf   →  Opf,
 						(8)
Ppf   c   Opf

Зрительные ощущения возникают при восприятии внешнего вида изделия Озр. Так как до 95% информации об объекте человек получает по зрительному каналу, он является базовым для формирования оценок качества одежды. Поэтому не всегда потребителем выбираются приятные и удобные конструкции, материалы, сочетания цветов и пр.

При соприкосновении с одеждой человек испытывает различные осязательные ощущения (тактильные, температурные, болевые, тяжести и т.д.), входящие в систему Оос. В меньшей степени в восприятии одежды играют роль ощущения системы звуковой модальности Ос, которые могут возникать не только при контактах поверхностей одного или разных материалов между собой, но и с телом человека.

Определенную роль в восприятии швейного и трикотажного изделия играют также ощущения обонятельной модальности Ooб. Известно, что все типы волокон имеют запахи, которые дополняются запахами процессов производства тканей, трикотажа и одежды. Это приводит к появлению ощущений либо на осознанном уровне, либо малоосознанном или бессознательном.

 

На вкус и цвет ...

Наконец, в отдельных видах одежды (детская одежда, одежда для психически больных) определённую роль могут играть вкусовые ощущения ткани или трикотажа. Вкус производственной отделки тканей, анилиновых красителей, аппретов и обработок может быть привлекателен, например, для маленького потребителя одежды и вызывать желание взять одежду в рот. В этом случае мы имеем дело с системой ощущений вкусовой модальности Овк. Кроме видов отделки и обработок текстильного производства, возможны «вкусные» рисунки на тканях и материалах, вызывающие желание попробовать одежду на вкус. Несмотря на небольшую роль системы Овк и в целом малое её значение для проектирования одежды в ряде случаев необходимы исследования и в этой области.

Орf = Озр+Оос+Ос+Ооб+Овк			(9)

Соответственно можно записать:

Ррf = Рзр+Рoс+Рс+Роб+Рвк			(10),

где Ppf – система восприятия одежды психофизического уровня; Рзр – система зрительного восприятия одежды; Рос – система осязательного восприятия одежды; Рс – система слухового восприятия одежды; Pоб – система обонятельного восприятия одежды; Рвк – система вкусового восприятия одежды.

Поэлементно можно представить: Ppf порождает (есть производная) Opf.

Рзр  с  Озр
Рос  с  Оос
Рс   с  Ос
Роб  с  Ооб
Рвк  с  Овк

Данная зависимость отражает систему ощущений, получаемых от одежды человеком в зависимости от каналов восприятия, хотя и в несколько упрощённом виде.

Впечатление, выраженное через элементарные единицы:

Ерf с Езр + Еос + Ес + Еоб + Евк		(11)

Так как доля зрительного восприятия высока (95%), имеем:

Еpf  ~  Езр

Ранее [3] установлено, что на впечатление будут влиять следующие составляющие одежды: линии, полосы, геометрические фигуры, цвет и его смешение с другими. На ЭЕВ будут оказывать существенное влияние: пересечения, изгибы, изломы, прерывания и периодичность линий (в том числе полосы); наполненность контура деталями (наложение геометрических контуров друг на друга); сочетание цветов (взаимодействие фигуры и фона) и комбинация названных составляющих между собой.

Процесс зрительного восприятия одежды на психофизическом уровне:

Ppf зр = Рфpf зр + Рцврf зр + Рмрf зр	(12),

где Ppf зр – система зрительного восприятия одежды психофизического уровня; Рфрf зр – система зрительного восприятия формы одежды на психофизическом уровне; Рцврf зр – система зрительного восприятия цвета одежды на психофизическом уровне; Рмрf зр – система зрительного восприятия материалов для одежды (психофизический уровень).

Через исследование составляющих системы Ррf зр возможно перейти к управлению отдельными стадиями проектирования одежды.

 

Сознательное управление спросом

Суть психофизического подхода заключена в предложении количественного измерения ощущений различных модальностей, возникающих у человека при восприятии и эксплуатации одежды, с использованием методов оценки абсолютных и дифференциальных порогов восприятия [1], а также методов субъективного шкалирования [4]. Для исследований специфичного объекта – одежды – нами разработан ряд исследовательских методик, включающих подготовку объекта предъявления, процедуру исследования и математической обработки данных. Количественные измерения зрительных ощущений от заданных параметров одежды показали перспективность их использования для совершенствования показателей стандартизации и унификации конструкции как характеристик качества.

Развитие психофизического подхода направлено на сознательное управление качеством продукции проектировщиком через управление впечатлением от одежды как важным психофизическим показателем потребительского уровня качества одежды, во многом определяющим спрос на модели.

 

Литература:
1.Бардин К.Б. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. – М., 1976.
2.Кэйитиро Кайто. Проектирование одежды //Jpn. Res. Assn. Text. End Uses, 1988, vol. 29, № 12.
З.Киселева А.Н. Принципы художественного проектирования женской одежды для промышленного производства с учётом законов зрительного восприятия. – М.: МГТА, 1991.
4.Ратанова Т.А. Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека. – М., 1990.
5.Федеральный закон РФ «О техническом регулировании». 31 декабря 2002.

 

Коробцева Н.А. Ощущения поддаются измерению.
Психофизический подход к оценке качества швейных изделий//

Квалификация и качество. – №4, 2003. – С.32-35

www.academim.org

Об авторе:
Надежда Алексеевна Коробцева – доцент кафедры дизайна Московского государственного университета дизайна и технологии, канд. техн. наук, член-корреспондент Академии имиджелогии.

Тэги: Коробцева, костюмология Просмотров 6418


Ваше мнение

Что для вас имидж?

портал ci-journal.ru