Особенности развития имиджелогического образования в России

Дата: 25.12.2009 г. Автор: Журавлёв Дмитрий Викторович
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

В русском языке существует ряд традиционных понятий, которые отражают отношение людей к какому-либо социальному, политическому или экономическому объекту – репутация, стереотип, ярлык и т.д. Сегодня в разговорный язык не только профессионалов, но и обывателей уверенно вошло слово «имидж», которое вобрало в себя весь спектр смыслов традиционных понятий. Активное использование понятия «имидж» в различных контекстах определяется необходимостью целенаправленного формирования образов в массовом сознании, стремлением контролировать стихийно возникающие мнения.

В настоящее время имиджелогия стала не только научно-исследовательским направлением, но и полем активной практической и учебной деятельности. Потребность в формировании имиджа привела к необходимости подготовки специалистов-имиджеологов. Однако говорить о том, что в России создана система имиджелогического образования, рано.

На сегодняшний день имиджелогическое образование в России представлено Лигой профессиональных имиджмейкеров, существующей уже более 5 лет, тремя кафедрами «имиджелогии» в г. Москве, Институтом имиджелогии в Екатеринбурге и десятками имидж-центров. Согласитесь, что в масштабах России можно лишь говорить о зарождении системы по обучению специалистов-имиджеологов. Таким образом, первой особенностью имиджелогического образования в России является то, что оно находится на начальном, можно сказать, эмбриональном этапе развития.

Практика имиджконсультирования, сложившаяся в современной России, свидетельствует, что профессионалами в области имиджелогии себя считают представители самых разных специальностей. Наблюдаемое конкурентное по своей природе взаимодействие между специалистами – выходцами из разных базовых специальностей детерминирована начальной стадией развития самой имиджелогии как науки и размытостью, неопределенностью практической зоны профессиональной деятельности имиджмейкера, а также отсутствием официальной регистрации специальности в реестре Министерства образования РФ и, как следствие, отсутствием государственного стандарта профессиональной подготовки специалиста. Таким образом, второй особенностью является парадоксальная ситуация: обучение специалистов уже начато, а единое содержание образования отсутствует!

Как отмечают ведущие ученые, занимающиеся проблемой формирования имиджа, в частности профессор Е.А.Петрова, проблема профессиональной подготовки по предмету «имиджелогия» становится острейшей в современных условиях опережения практики преподавания разработки предметного поля имиджелогии. Сравнение программ обучения имиджелогии в различных учебных заведениях показывает их поверхностный уровень, фактическое отсутствие общих методологических и теоретических позиций у авторов-разработчиков, эклектичность понятийного аппарата, содержательную однобокость, увлеченность практическими технологиями и игнорирование теоретического осмысления материала. Сейчас уровень подготовки и практической деятельности различных специалистов грешит «узкой специализацией», не происходит комплексного решения всех проблем заказчика. Недостаточная компетентность в тех или иных аспектах имиджелогии, незнание современного научного состояния в этой области, невладение научно обоснованными имиджтехнологиями являются слабым звеном большинства практиков, работающих в этой области.

Третьей особенностью является необходимость обучения специалистов различных прикладных направлений: от специалистов по имиджу территории до личного имиджмейкера. В контексте проводимой конференции хотелось бы подробнее остановиться на подготовке специалистов в области создания имиджа образовательного учреждения или образовательной услуги.

Исследования свидетельствуют о том, что образовательные учреждения, имеющие высокую репутацию, опережают своих конкурентов по привлечению инвестиций, найму лучших профессионалов, поддержанию доверия к себе и привлекательности. В этой связи можно провести сравнение отечественных и зарубежных учебных заведений по престижности обучения. Посмотрите, как активно многие обеспеченные люди отправляют своих детей обучаться в европейские колледжи. И это при том, что выпускники зарубежных профессиональных школ имеют узкую квалификацию, владеют лишь очень ограниченными технологиями работы, не получают параллельно общего образования. Таким образом, престижный имидж оказывается важнее реального положения дел! Эта тенденция, существующая на рынке образовательных услуг, обусловлена большой и целенаправленной работой по формированию имиджа образовательного учреждения заграничными коллегами.

Усиливается конкуренция на рынке образовательных услуг и в нашей стране. К причинам, усиливающим конкуренцию, относится появление сектора негосударственных учебных заведений, рост числа дополнительных образовательных услуг, а также последствия демографического кризиса 90-х годов. В этой ситуации при выборе учебного заведения или образовательной услуги имидж является способом ориентации потребителя в услугах, представляя конкурентные преимущества учреждения. Грубо говоря, потребитель сравнивает не учреждения, как таковые, а их имиджи.

Имидж образовательного учреждения – это впечатление, созданное в результате имиджмониторинга, имиджпроектирования, конструирования имиджформирующей информации и работы с общественным мнением. Ясно, что пока ни один из существующих специалистов по связям с общественностью не имеет исчерпывающих знаний в области имиджтехнологий, позволяющих управлять впечатлением.

Итак, потребность эффективного формирования положительного имиджа – широкая известность, статус, положительное восприятие со стороны социума – приводит к необходимости профессиональной подготовки новых специалистов – имиджеологов образовательных учреждений.

Четвертая особенность – с целью дальнейшего развития имиджелогии как науки, сферы образования и просвещения, а также профессиональной деятельности, ориентированной на решения широкого круга индивидуальных и социально-психологических проблем в России в 2003 г. была создана Академия имиджелогии (АИМ). Академия объединяет всех специалистов, осуществляющих фундаментальные и научно-прикладные разработки в данной области. В настоящее время академия фактически включает ведущих российских специалистов разного профиля, разрабатывающих проблематику имиджа: психологи, философы, историки, экономисты, костюмологи, педагоги и др. В академии проводятся научные исследования, разработка на их основе технологий имиджконсультирования и практического имиджмейкинга.

Таким образом, АИМ выступает в качестве научного объединения в области имиджелогии. Цель объединения – утверждение имиджелогии как самостоятельной научной дисциплины в рамках устоявшегося и принятого ВАКом научного направления, придание имиджелогии статуса полноценной образовательной дисциплины, введение ее преподавания в систему подготовки широкого круга специалистов, формирование новой специальности на уровне высшего образования – имиджеолог, и, наконец, всемерное поступательное развитие как научно практической области социального знания.

Академия нацелена на развитие имиджелогии, её члены ставят перед собой следующие задачи:

  • объединения всех специалистов, осуществляющих фундаментальные и научно-прикладные разработки в данной области,
  • интеграции деятельности организаций и физических лиц, работающих в данной научно-практической сфере,
  • развития международного сотрудничества, обмена опытом и информацией между специалистами в области имиджелогии,
  • оказания практической помощи и поддержки лицам, занимающимся научной, образовательной и практической деятельностью в области имиджелогии,
  • разработки и внедрения новейших имиджтехнологий, создаваемых как в России, так и за рубежом, объединение усилий специалистов, организаций и предприятий по их внедрению и практическому использованию,
  • официальной регистрации специальности «имиджеолог» в реестре Министерства образования РФ;
  • содействия повышению профессионализма и этических норм в работе имиджмейкеров, повышение престижа профессии,
  • популяризации научных знаний в области имиджелогии среди широких слоев населения.

В структуре АИМ, кроме Отделения центрального региона России, также открыто в мае 2003 г. Отделение восточно-сибирского региона России (г. Барнаул).

Члены Академии имиджелогии выразили свою готовность к сотрудничеству с Министерством образования РФ по следующим вопросам:

  • проведение экспертиз профессиональной (научной, учебно-методической, информационной и практической) деятельности физических и юридических лиц, работающих в области имиджелогии и имиджмейкерства, разработка и (или) экспертиза проекта образовательного стандарта к профессии имиджеолог и проведение работы с Министерством образования Российской Федерации по его принятию;
  • разработка и (или) экспертиза учебных программ подготовки специалистов разного уровня, организация профессиональной системы обучения специалистов в области имиджелогии;
  • создание учебных пособий по имиджелогии;
  • введение общественного сертифицирования (лицензирования) деятельности физических лиц и организаций, профессионально занимающихся имиджмейкерской деятельностью.

В заключение хотелось бы отметить, что АИМ, фактически интегрируя усилия по введению специализации «имиджеолог» и открытию аналогичной специальности, выступила и с инициативой открытия межвузовского методического совета по имиджелогии. В связи с этим хотелось бы пригласить к активному сотрудничеству все учреждения и организации, представленные на конференции, с целью создания единой системы подготовки специалистов-имиджеологов.

Журавлёв Д.В. Особенности имиджеологического образования в России//
PR в образовании. - №6, 2003. – С.51-54

www.academim.org

Об авторе:
Дмитрий Викторович Журавлёв – проректор Института сферы социальных отношений (г. Москва), председатель учебно-методического объединения вузов при Академии имиджелогии, кандидат психологических наук.

Тэги: Журавлёв, образование Просмотров 5620


Ваше мнение

Что для вас имидж?

портал ci-journal.ru