Национальная идея и имидж России

Дата: 23.12.2009 г. Автор: Соколова-Сербская Лидия Александровна, Сороковика Валентина Ивановна
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

В последние годы усилился интерес ко всему, что составляет основу национального единства. С поиском национальной идеи стали связывать нередко слишком смелые надежды на национальное возрождение. В то же время возникли и прямо противоположные настроения о бесплодности дискуссий о национальной идее. Полярность существующих позиций подтверждает, что феномен национальной идеи объективировал важнейшие, сущностные аспекты современной российской действительности. Утверждение или опровержение национальной идеи поднимает весь комплекс вопросов, связанных с развитием российской цивилизации. Эта проблематика отражает состояние смятения российского общества, так до конца и не определившегося в выборе своего дальнейшего пути, поэтому понятие «национальная идея» оказывается одним из самых спорных в современном гуманитарном знании.

В марте 2004 года в Санкт-Петербурге состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса. Образование и национальная идея», на которой рассматривались национальные и этнические аспекты развития современных культурных процессов, а также история и современное состояние проблемы национальной идеи в России. В своих выступлениях участники конференции отмечали многозначность понятия «национальная идея». «В широком смысле, это понятие может быть рассмотрено как синоним национальной (общероссийской, общегражданской) идеологии, т.е. в качестве системы идей и ценностных принципов, лежащих в основе консолидации и развития российского общества. В узком смысле, под национальной идеей можно понимать систему представлений, связанных с ценностными установками в области межэтнических, межнациональных отношений…».

На конференции было также обращено внимание на то, что необходим и весьма плодотворен поиск общероссийской наднациональной идеи, так как в историческом опыте России последовательно использовались не только национальные, но и наднациональные, общегосударственные идеи: идея православия в Московской Руси, идея народности в николаевской России и коммунистические идеи социальной справедливости и построения общества без эксплуатации.

Национальная идея – это проявление общенационального самосознания, форма его рационализации. Можно выделить три параметра национальной идеи в соответствии с её функциями: осознание общенациональной идентификации, объяснение взаимосвязи национальной и мировой истории в самосознании, конструирование национального идеала, связывающего воедино настоящее, прошлое и будущее нации.

Особо актуальным становится осмысление тех ценностных духовных оснований, на которых может быть построена жизнь российского общества в новом веке, ибо процесс глобализации может привести к потере собственной цивилизационной идентичности.

Современный мир предстаёт миром культуры, которая теперь пронизывает все сферы и поры общественной и индивидуально-личностной жизни. Национальная идея воплощается в культурной идентичности. Для нынешнего российского общества характерны очевидные симптомы утраты идентичности. Отсюда возникает ностальгия по национальной идее. ХХ век внес в российский исторический процесс особенно тяжёлую череду переломов, отрицаний, потерь. Как и в ХIХ веке сейчас актуальным является вопрос о пути развития России: её уникальности или стремлении синхронно развиваться со странами западной цивилизации.

С нашей точки зрения, в теме национальной идеи России недостаточно внимания уделяется проблеме её имиджа. Пытаясь понять глубинные фундаментальные основы национального самосознания, исследователи почти не уделяют внимания его целенаправленному формированию и его внешнему проявлению. Известно, что Госдепартамент и Конгресс США тратят на рекламу своей страны 1 млрд. долларов в год. В нашей печати публиковались данные о том, что согласно закрытой бюджетной строке к затратам на «имиджевый наряд» России можно отнести всего лишь около 170-180 млн. рублей в год.

Задача формирования позитивного имиджа России. Что означает профессионально управлять имиджем страны? Каждая страна стремится к тому, чтобы о ней знали больше, чтобы эта информация была позитивной. Положительный имидж страны приносит пользу всем социальным и общественным группам населения, способствует уважению государства на международной арене, притоку инвестиций и туристов. Многие правительства тратят значительные силы и средства для формирования позитивного имиджа своих стран за рубежом, используя разнообразные методы и современные PR-технологии. Если в советский период такая работа существовала, на неё выделялись огромные средства со стороны государства, то в постсоветской России долгое время ничего подобного не предпринималось. В течение последних лет в России ведутся активные дискуссии о проведении мероприятий в рамках программы по формированию положительного имиджа России.

Имиджелогия в информационном обществе. Требования к формированию имиджа страны повышаются с возрастанием значения информационных технологий в жизни общества. Имидж становится полноценным информационным продуктом. Проблемой формирования имиджа и технологий его реализации занимается имиджелогия – теория, развивающаяся на стыке целого ряда наук, таких как социология, психология, культурология, философия и политология. Главное предназначение имиджелогии – научное обоснование процесса создания привлекательного личного и корпоративного имиджа.

Имиджелогия – это гуманитарная технология, выполняющая важные функции в культурной ситуации информационного общества. Имидж является символическим образом-представлением, связь которого с реальностью существует в широком диапазоне: имидж может искажать реальность, может раскрывать её или представлять частично. Задачей теории имиджелогии является исследование и описание закономерностей формирования и трансформации имиджа. Поиск способов коррекции и управления имиджем должен осуществляться на практике. Весьма важен также анализ исторических предпосылок формирования имиджа страны на разных её этапах (имидж дореволюционной России, имидж СССР, имидж постсоветской России).

Проявляя вполне закономерную заботу о внешнем имидже России, нельзя забывать и о её внутреннем образе, том образе родины, который складывается у жителей страны. В современном информационном обществе он во многом зависит от направленности средств массовой информации, которые могут формировать либо негативное, либо позитивное представление о стране. К сожалению, начиная с перестройки, явно превалировала подача негативного материала как о прошлом страны, так и о её настоящем. Поскольку Россия – огромная страна, в которой происходит множество разнообразных событий, нужно систематически освещать и все положительные тенденции, демонстрировать имеющиеся успехи и перспективные начинания. Причастность к формированию имиджа страны должна быть осознана политиками, государственными служащими, представителями СМИ, всеми интеллектуалами.

Можно много говорить об имидже страны, но за этими словами должны стоять конкретные дела по совершенствованию пути к устойчивому развитию страны. Необходимо формировать не только имидж, но и сами условия жизни в стране. В изменившемся более открытом мире не удастся специально сочинить такой имидж, который не вполне соответствует действительности. Существует не один имидж России, а целое семантическое поле во многом противоречивого образа страны. Имидж России оказывается разорванным, не имеющем цельности. Очевидно, что пока не будут предприняты радикальные реформы в сфере заработной платы, не повысится уровень жизни населения, образ «бедной и опасной России» не смогут изменить никакие усилия разработчиков специальных программ по «улучшению имиджа страны».

Имидж страны и образование. Особенностью России является противоречие между высокими культурными достижениями (литература, искусство, наука и образование) и низким уровнем обустроенности общества, его «цивилизованности». Потенциал культуры и образования может и должен быть использован для формирования имиджа России как страны, сохраняющей высокий уровень интеллектуального развития. Оценка интеллектуальной составляющей национального богатства России сопоставима с соответствующей оценкой ведущих стран мира.

Сегодня ощущается острая потребность в подготовке нового поколения выпускников, заинтересованных в углублении профессиональных знаний и повышении разносторонней человеческой компетентности, поэтому в Московском государственном институте управления Правительства Москвы читается специальный курс об имиджелогии. Изучение курса имиджелогии предполагает серьёзное знакомство студентов с социально-психологическими теориями коммуникации, поскольку слушатели должны иметь представление о процессе создания имиджа, путях его трансформации и совершенствования. Предполагается, что после изучения курса студенты должны уметь применять полученные навыки для создания имиджа организации. Как будущие государственные служащие, специалисты по управлению они должны чувствовать личную ответственность за создание положительного образа страны.

Соколова-Сербская Л.А., Сороковикова В.И. Национальная идея и имидж России//
Политический маркетинг, №7 (76), 2004. – С.32-36

www.academim.org

Об авторах:
Лидия Александровна Соколова-Сербская – член-корреспондент Академии имиджелогии, доцент, кандидат философских наук, заведующая кафедрой деловой этики и эстетики Московского государственного института управления правительства Москвы.

Валентина Ивановна Сороковикова – кандидат философских наук, доцент, и.о. профессора Гуманитарной кафедры Академии хорового искусства.



Ваше мнение

Что для вас имидж?

портал ci-journal.ru