Имидж-психологическая карта Москвы

Дата: 23.12.2009 г. Автор: Беловол Елена Владимировна
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

Человек всегда обитает в некоторой «жизненной среде». Жизненная среда –это и географический район проживания, и его природные и климатическиеособенности, плотность населения, тип поселения (большое – маленькое;город – деревня - хутор) и пр., успешность функционирования в которойзависит от ряда факторов, среди которых не только экономические,социальные, культурные, исторические, но и психологические факторы. Всовременной психологии даже существует самостоятельная отрасль –экологическая психология, которая изучает психологические аспектывзаимоотношения человека с окружающей средой. Среда обитания человекаслужит важным фактором регуляции его поведения, Отношение к среде,адаптация к среде, образ среды во многом определяют психологическоездоровье как каждого конкретного человека так и большой совокупностилюдей, объединённых местом проживания, которых мы традиционно называем«жители такого-то места» (москвичи, ростовчане, парижане и пр.).

На наш взгляд, особенно важным являетсяпредставление о среде обитания для жителей больших городов и, особенно,для такого огромного мегаполиса как Москва. Будучи явлением социальнымгород – не только место проживания, но и живой, функционирующийорганизм, воздействующий на своих обитателей. Исследования, проведённыеС.Милграмом (Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.:Питер, 2000), показали, что за жизнь в большом городе его жителирасплачиваются информационными перегрузками, дефицитом социальнойответственности, ускоренным темпом жизни.

Москва всегда отличалась ускоренным темпом жизни. Уже в XIX веке героиняпьесы А.Н.Островского «Гроза» так описывала его: «Вот хоть бы вМоскве: бегает народ взад и вперёд, неизвестно зачем. Вот она суета-тои есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Емупредставляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей неузнаёт…». И дальше, подчёркивая отличие и своеобразие жителеймаленького города по сравнению с Москвой продолжает: «…Вот у вас вэтакой прекрасный вечер редко кто и за ворота-то выйдет посидеть; а вМоскве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то грохот идёт, стонстоит».

Таким образом, проблема«поведенческих стилей», характерных для различных городов, возникала ещёдо выделения психологии в самостоятельную науку.

Исследование целенаправленного поведения человека в окружающей средевозможно только через рассмотрение взаимодействия человека и среды,причём большой удельный вес в этом исследовании должно заниматьисследование свойств среды. Эта необходимость обусловлена тем, что, содной стороны, среда является объектом деятельности, а с другой –именно среда определяет нормы и диктует условия существования иорганизации жизнедеятельности человека в ней.

Для успешной жизнедеятельности в условиях большого города человекдолжен хорошо представлять себе этот город. Город состоит из улиц,переулков, кварталов, домов, различных построек, площадей, парковкоторые находятся в реальном географическом пространстве. Однако нарядус географической картой существует также и психологическая, ментальнаярепрезентация городского пространства, которая является субъективной иособенной для каждого человека.

Чтобысубъективный образ мог служить для организации жизнедеятельности, ондолжен отражать объективные явления и объективно существующие связинастолько точно и адекватно, насколько это необходимо человеку дляорганизации его жизнедеятельности. Проблема адекватности субъективногообраза отражаемому объективному явлению включает в себя, в первуюочередь, проблему полноты отражения, а также и проблему соотношения всубъективном образе элементов, действительно существующих в реальномобъекте и элементов, реально не существующих, но привнесённых в образ впроцессе субъективного отражения.

В нашемисследовании нас, в первую очередь, интересовала не эмоционально окрашенная составляющая образа Москвы, а когнитивная, ментальнаярепрезентация этого образа. Несомненно, что ментальный образ естьпродукт сугубо индивидуальный, зависящий от многих факторов каквнешних, связанных с особенностями социального, экономического,культурного, исторического окружения, так и внутренних, связанных синдивидуально-психологическими особенностями индивида, егоспособностями, интеллектом, темпераментом, спецификой протеканияпознавательных психических процессов и пр.

Традиционно методом исследования содержания сознания являются методыпсихосемантики, однако в данном случае, когда нас интересуеткогнитивная карта – пространственный образ, мы воспользовалиськлассическим методом, предложенным К.Линчем (Lynch, K. The Image ofthe City/ Cambridge, Mass.: MIT and Harvard University Press,1960).

Мы просили испытуемых нарисоватьподробную карту Москвы и указать на ней все известныедостопримечательности города. Время выполнения не ограничивалось.

В исследовании приняли участие 61 человек. Возраст испытуемых от 20 летдо 52 лет; испытуемыми были как мужчины так и женщины. Часть испытуемыхявляется коренными москвичами и проживают в городе всю свою жизнь.Часть испытуемых приехала в Москву и на момент исследования проживала вней от 3-х до 12-ти лет, причём часть из них не является гражданамиРоссийской Федерации. Это в основном студенты РУДН, приехавшие на учёбув Москву из стран Африки, Латинской Америки, Европы и Юго-ВосточнойАзии. Некоторая часть наших испытуемых проживает в ближайшемПодмосковье, однако в силу профессиональной или учебной деятельностинепосредственно связаны с Москвой.

Рассмотрим карты некоторых испытуемых.

Рис.1. Испытуемая 33 года, в Москве проживает 11 лет

 Рисунок 1. Испытуемая 33-х лет, в Москве проживает 11 лет.

 

Рис.2. Испытуемая 38 лет, проживает в г. Щелково, Моск. обл. Работает в Москве

 Рисунок 2. Испытуемая 38-ми лет, проживает в г. Щелково, Московской области, работает в Москве.

 

Рис.3. Испытуемая 23 года, студентка, проживает в Москве 4 года

Рисунок 3. Испытуемая 23-х лет, студентка, проживает в Москве 4 года.

 

Рис.4. Испытуемая 35 лет, проживает в Москве 13 лет

Рисунок 4. Испытуемая 35-ти лет, проживает в Москве 13 лет.

 

Рис.5. Испытуемая 20 лет, студентка, проживает в Москве с рождения

Рисунок 5. Испытуемая 20-ти лет, студентка, проживает в Москве с рождения.

 

Рис.6. Испытуемая 20 лет, студентка, проживает в Москве с рождения

Рисунок 6. Испытуемая 20-ти лет, студентка, проживает в Москве с рождения.

 

Рис.7. Испытуемая 23 года, студентка из Анголы, проживает в Москве 4 года

Рисунок 7. Испытуемая 23-х лет, студентка из Анголы, проживает в Москве 4 года.

 

Рис.8. Контурная карта г. Москвы

 Рисунок 8. Контурная карта г. Москвы.

 

Анализ нарисованных карт г. Москвы позволяет сделать ряд выводов.

1. Практически на всех рисунках контур города не соответствуетреальности. Контур Москвы в представлении испытуемых соответствуеткругу, и город заключен в рамках московской кольцевой дороги. Можнопредположить, что само название «кольцевая» предполагает такую формуграниц. Интересна с точки зрения очерчивания границ города карта нарисунке 4. Для испытуемой образ Москвы связан исключительно с центральнойчастью города, ограниченной 3-им транспортным кольцом. Аналогичнымобразом 3-е транспортное кольцо ограничивает Москву в 15% случаев.Только 5 человек из 61 воспринимают г. Зеленоград как часть Москвы ивключают его в структуру города.

Заставляет задуматься карта на рисунке 7, которая принадлежит студентке изАнголы. Её Москва ограничена районом между станциями метро «Беляево»,«Университет», «Юго-западная». Совершенно странным образом внутрь этойобласти попадают станции метро «ВДНХ» и «Пролетарская». В качестведостопримечательностей на этой карте указаны: «Макдональдс», Дом туриста,студенческий городок и РУДН, студенткой которого она является. Такоеабсолютное несоответствие Москвы реальной Москве психологическойотражает очень настороженное отношение к городу и его жителям, котороепроявляется в нежелании расширять границы среды обитания. К сожалению,примерно аналогичным образом представляют город и другие темнокожиестуденты.

2. В образе города Москвыпрактически отсутствуют московские реки и, в первую очередь, рекаМосква. На тех же картах, на которых река всё-таки нарисована, её руслоуказано очень приблизительно, зачастую очень обрывочно. Отсутствие рекив образе города характерно для всех испытуемых и не зависит от того,является ли испытуемый коренным москвичом или приезжим.

3. На всех картах обращает внимание радиальность указания транспортныхпутей. Все указанные транспортные артерии веером расходятся из центраМосквы. Такая «радиальность» характерна как для людей, пользующихсятолько метро, так и для людей, которые используют только личныйавтотранспорт. Очень показательной в этом отношении является карта нарисунке 1. Такое представление о дорогах Москвы не позволяет испытуемымэффективно функционировать в городе. Достижение различных районовгорода осуществляется в большинстве случаев через центр города.Испытуемые даже не представляют, что существует большое количестводругих поперечных дорог, которые позволяют выбирать оптимальный путь.Можно предположить, что именно такое представление о транспортныхартериях города и делают Москву, по меткому замечанию журналистов,«городом одного дела, одной поездки в день».

Особыйинтерес в этом контексте представляет карта на рисунке 9. Карта быланарисована профессиональным водителем, мужчиной 54-х лет, который зарулем автомобиля находится 28 лет. Карта, к сожалению, не отличаетсяочень большой четкостью (ее рисовали в кабине автомобиля), тем не менее,эта карта существенно отличается от всех других тем, что онапрактически вся испещрена поперечными дорогами, соединяющими радиальные.

Рис.9. Карта Москвы, нарисованная профессиональным водителем

 Рисунок 9. Карта Москвы, нарисованная профессиональным водителем.

 

Такое существенное отличие представлений отранспортных артериях города у профессиональных водителей и простожителей города (независимо от того, каким видом транспорта онипользуются), позволяет предположить, что проблема московских «пробок»обусловлена не только объективно существующими причинами, но и неспособностью части жителей выбрать оптимальный путь. Получается, чтокак «все дороги ведут в Рим», так и все дороги в Москве пролегают черезцентр города.

4. Образ Москвы неявляется целостным. Он носит явно мозаичный характер. Испытуемыедостаточно подробно описывают некоторые районы, при этом другие частигорода могут либо только называться, либо вообще не указываться.Особенно показательны в этом отношении карты на рисунках 5 и 6. Какправило, указываются районы проживания, учёбы или работы. Однакопрактически все испытуемые достаточно подробно стараются описатьисторический центр Москвы.

 

Основные объекты

Рис.10. Пять наиболее часто встречающихся объектов

Рисунок 10. Пять наиболее часто встречающихся объектов.

 

Всего испытуемые указали в своих картах 735различных объектов, в среднем примерно по 12 на каждого испытуемого.Всего на картах испытуемых упоминается 101 объект. Наиболее частовстречающиеся объекты представлены на рисукнке 10. Чаще всего упоминаютсяКремль, Красная площадь и парк Победы. В этой же группе объектовнаходятся также МГУ, ВВЦ и Большой театр.

В таблице ниже приводится ранжированный список двадцати пяти объектов Москвы, наиболее часто отмечаемых испытуемыми.

Ранг 

Название объекта

1

Кремль, Красная площадь

2

МГУ, Воробьевы горы

3

ВДНХ (ВВЦ)

4

Большой театр

5

Поклонная Гора, парк Победы

6

Цирк на пр. Вернадского

7

ул. Арбат

8

парк Коломенское

9

Цирк на Цветном бульваре

10

Зоопарк

11

храм Христа Спасителя

12

Киноконцертный зал Пушкинский

13

Садовое кольцо

14

Библиотека им. Ленина

15

ст. Арбат, фонтан

16

Третьяковская галерея

17

Ботанический сад

18

МКАД

19

ИКЕА, МЕГА

20

Москва-река

21

Парк культуры им. М.Горького

22

ГУМ

23

Малый театр

24

МПГУ

25

ЦУМ

 

В работе был описан ряд психологических карт Москвы в форме ментальныхрепрезентаций. Значение подобных ментальных, когнитивных карт состоит втом, что они позволяют изучить представления человека о городе в форме,которая позволяет сопоставить их с реальным обликом города. Такие картыпозволяют не только передать пространственное своеобразие города, но ипоказать, как пространство города искажается субъектом в процессеотражения. Однако, несмотря на то, что карты являются субъективнымпродуктом умственной деятельности, они отражают и коллективныепредставления о среде жизнедеятельности, позволяя таким образомговорить об образе целого города – образе города, который называетсяМосква.

Беловол Е.В. Имидж-психологическая карта Москвы//
Имиджелогия-2005: Феноменология, теория, практика:
Материалы Третьего Международного симпозиума по имиджелогии/
Под ред. Е.А.Петровой. – М.: РИЦ АИМ, 2005. – С.246-252

www.academim.org

Об авторе:
Елена Владимировна Беловол – член-корреспондент Академии имиджелогии, кандидат психологических наук, доцент Российского государственного социального университета.



Ваше мнение

Что для вас имидж?

портал ci-journal.ru