Имидж специалиста – имидж организации – имидж профессионального образования в России

Дата: 16.12.2009 г. Автор: Петрова Елена Алексеевна
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

«Имидж – ничто!» утверждает реклама, демонстрируя красивых и элегантных людей, пьющих рекламируемый напиток. Образ, возникающий на экране, прямо работает на создание позитивного имиджа товара (и за большие деньги). Почему же так озабочены имиджем своей продукции рекламодатели? Чаще всего «имидж» (от англ. image – образ) расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Положительный имидж повышает покупательский спрос, отрицательный – сводит его на нет.

В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа в последнее десятилетие. Понятие «имидж» применимо к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), профессии (имидж учителя), социальной роли (имидж политического деятеля) и т.д. В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку или организации в двух смыслах: как внешнее впечатление и как репутация. Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики соответствующего объекта.

Существует ли специфический имидж системы профессионального образования в целом и его звеньев и элементов в частности? Утвердительный ответ на этот вопрос даёт сама жизнь. Начало XXI века характеризуется ростом количества абитуриентов, как впервые получающих профессиональные знания, так и желающих получить новую, более востребованную специальность. Условия рыночной экономики делают особо актуальным и всевозможные формы повышения квалификации. Имидж профессионального образования активизируется, когда человек выбирает учебное заведение, которое сделает из него специалиста, или когда педагог задумывается о месте своей профессиональной деятельности. У одних и абитуриенты, и педагоги проходят по конкурсу, а у других и первых, и вторых набрать удаётся с трудом!

Имидж профессионального образования влияет и на работодателей, которые предпочитают приглашать на работу выпускников конкретных заведений. Причина популярности определённых учебных заведений и недостаточного интереса к другим (дающим аналогичное образование) напрямую связано с их имиджем. Желают того представители конкретной организации или нет, имидж есть у всех! Сознательная работа над позитивным имиджем профессионального образования в целом, конкретного учебного заведения системы профессионального образования в частности – одна из наиболее актуальных проблем их успешного существования в новых экономических условиях жизни России. Всё большее количество руководителей понимает значение имиджа и сознательной работы над ним для выживания и успеха образовательного учреждения на современном рынке.

В системе профессионального образования можно говорить о его имидже в целом, имидже различных ступеней образования в частности (начального профессионального образования, среднего профессионального образования, профобразовании на производстве и т.д.), имидже конкретного учебного заведения (например, профессионального лицея № 1) и, наконец, об имидже профессии. Формирование каждого имиджа имеет свои закономерности, но есть в них и взаимосвязанность.

«Где вы учились?» – спрашиваем мы у мастера, покорившего нас своим профессионализмом. «И чему только их учили!» – сокрушаемся, столкнувшись с результатом плохой работы. Конечно, отдельное суждение одного человека ещё не общественное мнение, но чем у большего количества людей возникают определённые суждения о качестве работы выпускников конкретного учебного заведения, тем больше вероятность возникновения стереотипного восприятия эффективности обучения в нём. Представление о качестве знаний, умений и навыков – важная имиджевая характеристика специалиста. Чем лучше работают наши выпускники, тем лучше образование, которое мы им даем! Здесь есть прямая связь: качество профессиональной деятельности рассматривается как следствие качества образования. Цепь «имидж специалиста – имидж организации – имидж профессионального образования» замкнулась! Поэтому главным направлением работы над имиджем в профессиональном образовании выступает работа над повышением качества профессиональной подготовки специалиста.

Конечно, проблема качества образования – проблема старая. Однако в рассматриваемой связи она открывается новыми гранями. Оценить качество полученного образования сам выпускник может, как правило, только столкнувшись с реальностью профессиональной практики. Либо человек сразу способен выполнять профессиональную работу и уже подготовлен к ней, имеет необходимые знания, владеет минимумом навыков и умений, либо получается как в старом анекдоте: «Забудьте всё, чему вас учили...» – и начинайте всё сначала, а значит – путём проб и ошибок.

Другой важный показатель качества обучения – крепость приобретённых знаний, их долговременная сохранность даже в ситуации длительной жизненной невостребованности. Вспоминается случай, когда один хозяин удивил строителей своими познаниями. Казалось, что может профессиональный музыкант, много лет активно выступающий на эстраде, помнить из туманной юности своего обучения в строительном техникуме и никогда не работавший по специальности? Оказалось, что не только помнит, но ещё и способен научить шабашников, подрядившихся делать у него ремонт. Вот это качество образования!

В России XX века создана мощная система профессиональной подготовки специалистов, и, вне сомнений, сохранить её в современных условиях не так просто. Однако, если мы поймем, что ключ к формированию позитивного имиджа профессионального образования лежит в качественной работе наших выпускников, а имидж специалиста – фундамент имиджа всей образовательной системы, проще будет решать главную проблему любого образования – чему учить и как учить.

Насколько качество образования напрямую связывается с имиджем ваших выпускников? Как можно управлять этой стороной формирования имиджа? Что беспокоит вас в решении этих вопросов? Насколько осознаётся эта проблема работниками системы профессионального образования?

Приглашаем наших читателей принять участие в разговоре на эту тему.

Петрова Е.А. Имидж специалиста – имидж организации – имидж профессионального образования в России//
PR в образовании. – №4, 2003. – С.4-6
www.academim.org

Об авторе:
Елена Алексеевна Петрова – зав.кафедрой социальной психологии Российского государственного социального университета, доктор психологических наук, профессор, президент Академии имиджелогии.

Тэги: образование, Петрова Просмотров 8042


Ваше мнение

Что для вас имидж?

портал ci-journal.ru