Имидж и социальные роли

Дата: 09.12.2009 г. Автор: Яковлева Евгения Леонидовна
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

Понятие социальной нормы является широко распространённым. Социальная норма представляет собой предписание поступать определённым образом в определённых ситуациях. Так, например, существует социальная норма честности. Суть этой социальной нормы проста. Быть честным – это значит соблюдать договорённости; это значит выдавать информацию, соответствующую реальным событиям. Т.е. эта норма регулирует соответствие между поведением, договорённостями, событиями и информацией.

Социальная норма, т.е. норма поведения, не учитывает собственного эмоционального состояния человека. Если же учитывать собственное эмоциональное состояние человека и соответствие между ним и поведением, то можно говорить о «внутренней норме». С этой точки зрения ты честен, когда твоё поведение соответствует твоему эмоциональному состоянию и адекватно выражает его, и нечестен, если они расходятся.

Так, например, когда тебе делают подарок, социальная норма вежливости требует поблагодарить за него. Тем самым ты выражаешь признательность за то, что человек о тебе помнит, стремится сделать тебе приятное, вкладывает в подарок определённые средства, своё время, свою энергию – одним словом, за тот «вклад», который он делает. При этом предполагается, что ты испытываешь эту признательность – т.е., что твоё поведение соответствует твоему эмоциональному состоянию (реализация «внутренней нормы»).

Однако может быть и так, что подарок тебе не нужен, что он не соответствует твоим ожиданиям, что он вызывает разочарование – твоё эмоциональное состояние при получении подарка негативно. Но социальная норма вежливости требует поблагодарить за подарок (а иногда и выразить восхищение), т.е. продемонстрировать наличие позитивных эмоций. И когда ты выражаешь благодарность, твоё поведение не соответствует твоему внутреннему состоянию – ты неискренен, нечестен. Таким образом, соблюдая социальную норму вежливости, ты нарушаешь внутреннюю норму честности. Если же ты будешь соблюдать внутреннюю норму честности – т.е. приведешь свое поведение в соответствии со своим эмоциональным состоянием («Тоже мне, подарок! Да он мне сто лет не нужен!»), то тем самым ты нарушаешь социальную норму вежливости. Возникает внутренний конфликт. Человек может или избавиться от внутреннего конфликта ценой ухудшения (или даже разрушения) отношений с окружающими, или сохранять отношения с окружающими ценой наличия (и углубления) внутреннего конфликта.

Ситуация настолько важна и настолько типична, что в разных обществах и в разных культурах существуют правила, которые Поль Экман называет «демонстрационными правилами» (по Д. Гоулмен, 1995). Это правила, которые указывают, где, когда, какие чувства следует проявлять и как это следует делать. Овладение этими правилами – ключевой момент так называемой социальной компетентности.

Экман выделяет три основных типа демонстрационных правил. Первый – минимизировать проявления эмоций. Это правило характерно для многих восточных культур, в которых открыто проявлять свои чувства считается неуместным и неприличным. Чем лучше человек скрывает свои чувства, тем он более воспитан.

Второй тип демонстрационных правил – преувеличивать проявления эмоций. Это – характерная для многих южных народов экспансивность; человек, скрывающий свои чувства, будет выглядеть в такой культуре отчуждённым и замкнутым, если не враждебным.

И, наконец, третий тип демонстрационных правил – замещение эмоций. Это характерно для некоторых азиатских культур, в которых отказ в любой форме считается неприемлемым, и вместо него даются позитивные, но ложные уверения.

В рамках основных типов демонстрационных правил возможно существование множества конкретных правил, регламентирующих проявление эмоций. Например, возможно такое правило: «Проявляй свои чувства открыто только в том случае, если они не вызывают негативных чувств у других; в этом случае скрывай свои эмоции и демонстрируй не то, что ты чувствуешь». Очевидно, что за такой нормой стоит норма более высокого порядка: «Нельзя огорчать других людей». Соблюдение этой нормы более высокого порядка приводит к нарушению внутренней нормы честности, т.е. опять-таки к внутреннему конфликту.

Итак, дилемма сохраняется: либо обеспечение социальных контактов за счет наличия внутренних конфликтов – т.е. саморазрушения, либо обеспечение внутренней гармонии за счет разрушения социальных контактов.

Понятие социальной нормы тесно связано с понятием социальной роли. Социальные роли задают определённые обязанности и формируют определённые ожидания, задавая тем самым структуру социального взаимодействия в различных ситуациях. Они позволяют структурировать социальную ситуацию, прогнозировать её, справляться с ней. Знание социальных ролей и их адекватное выполнение позволяет людям чувствовать себя уверенно в различных ситуациях. Существует множество социальных ролей, задающих определённые типы поведения в различных ситуациях социального взаимодействия (врач-пациент, продавец-покупатель, учитель-ученик и т.д.), каждая из этих ролей задаёт определённые ролевые обязанности, которые выливаются в ролевое взаимодействие между людьми.

Существуют также так называемые «роли выживания», которые формируются в неблагополучных, диссоциативных семьях («фанат», «благодетель», «козел отпущения»), но их мы сейчас касаться не будем.

Переходя из одной социальной ситуации в другую, выполняя различные социальные роли, варьируя своё поведение, человек, тем не менее, сохраняет общий образ, который переходит из роли в роль, определяя характерную линию поведения, его особенности, оттенки, нюансы. «Роли разные, но актёр узнаваем». Эти особенности личности, поведения, отношений, которые предъявляются окружающим и остаются относительно стабильными при выполнении различных социальных ролей – это и есть имидж.

Помимо собственно ролевых ожиданий, которые базируются на задаваемых социальными ролями обязанностях, у людей существуют также и ожидания, адресованные к этой стабильности, к этой «константе» – имиджу. Эти ожидания формируются по механизму положительной обратной связи: в какой-то ситуации от человека ожидали, что он поведёт себя определённым образом, что он и сделал, чтобы оправдать ожидания; он получил определённое социальное подкрепление, в результате чего в аналогичной ситуации поступил аналогичным образом, чем подкрепил ожидания по отношению к себе и т.д.

Если имидж формируется только в результате стремления соответствовать ожиданиям окружающих, как реакция на эти ожидания, то такой имидж можно назвать «реактивным имиджем». Он фактически является навязанным; в нём не отражены собственные эмоциональные состояния человека – а следовательно, его собственное отношение к действительности. Такой имидж не выполняет функции самопредъявления; он выполняет только адаптивную функцию.

Если же при формировании имиджа учитываются не только ожидания окружающих, но и собственные ожидания человека по отношению к самому себе, если имидж позволяет человеку реализовать свои чувства, свои эмоции – то такой имидж можно назвать «активным имиджем». Он выполняет функцию самопредъявления.

Реактивный имидж приводит к глубоким внутриличностным конфликтам. Реализовывая «вынужденное» поведение, соответствующее ожиданиям окружающих, человек получает социальное подкрепление, однако это не приносит удовлетворения, поскольку собственное отношение, собственные эмоциональные состояния остаются невыраженными. Однако причина этого дискомфорта не осознаётся. Как правило, люди, у которых формируется имидж такого типа, отрезаны от своих чувств. На вопрос «Что ты чувствуешь?» следует ответ: «Не знаю». Накапливается неудовлетворённость, напряжённость, глубинная агрессия, которая проецируется на окружающих (в том, что человеку плохо, виноваты другие). Выполнение социальных ролей становится тяжёлой и неблагодарной работой.

Для человека с активным имиджем ролевое поведение нормально и естественно. Знание социальных ролей позволяет ему чувствовать себя уверенно, прогнозировать ситуацию, владеть ситуацией. При этом, осознавая свои эмоции, они могут осознанно предъявлять себя окружающим через выполнение социальных ролей – т.е. строить свой имидж.

Из вышесказанного следует, что когда ожидания – как чужие, так и свои собственные – осознаны, это помогает более сознательно и целенаправленно строить свой имидж.

Теория ожиданий, разработанная применительно к трудовой деятельности, связывает ожидания с мотивацией. В соответствии с этой теорией человек мотивирован к труду, когда он ожидает адекватного и ценного для него вознаграждения за свои усилия. Если же вознаграждение недостаточно или не является субъективно ценным, мотивация к труду снижается.

Фактически ожидание является сложным психологическим образованием, в котором объединяются определённое отношение к себе, прогнозируемая реакция других людей на себя (свои действия, поступки) и их эмоционально переживаемое соответствие. Если результирующее эмоциональное состояние является позитивным, то оно повышает мотивацию, а если негативным – понижает. Осознание своих ожиданий, таким образом, есть не что иное как осознание своего эмоционального отношения к чему-либо.

В предыдущих работах нами было проанализировано понятие человеческой индивидуальности и особое внимание было уделено так называемой индивидуальности-уникальности. Уникальность – это та глубинная сущность человека, которая определяет своеобразие его отношений с миром, его отношение к окружающему и к самому себе. Присущее всем людям стремление реализовать себя – это стремление выразить эту уникальность, своё особое видение мира, это то, что стремятся выразить в своих произведениях творцы.

В силу своей «штучности» уникальность с трудом поддаётся научному анализу, оперирующему закономерностями и обобщениями. Тем не менее есть психологическая категория, которая позволяет оперировать с уникальностью – это эмоция. Уникальное, своеобразное, неповторимое отношение к миру самому человеку представлено в его эмоции. Поэтому эмоции обладают мотивирующей силой, побуждая человека стремиться к чему-то одному и избегать чего-то другого. Так что осознание своих собственных эмоций способствует более глубокому и адекватному самопониманию; понимание эмоций других людей помогает более точно и адекватно понимать и прогнозировать их поведение. Понимание своих и чужих эмоций – это слагаемые так называемого эмоционального интеллекта, который в настоящее время признаётся более существенным фактором жизненного успеха, чем собственно интеллект.

Многолетнее использование развивающей программы, построенной на обращении к эмоциональным реакциям и состояниям человека, показало, что осознание человеком своих эмоциональных реакций и состояний позволяет человеку находить адекватные пути предъявления и реализации своей индивидуальности с учетом как своих собственных ожиданий, так и ожиданий окружающих – т.е. более осознанно и целенаправленно строить свой имидж.

Проведение этой программы с профессионалами, работающими в различных областях (директора, учителя, менеджеры) привело к тому, что они смогли лучше осознать собственные достоинства и проявить свои лучшие качества. У них появилась спокойная уверенность в собственных силах, повысилась уверенность в себе, чувство собственного достоинства. Т.е., в результате работы с эмоциональными состояниями их имидж стал более осознанным, позитивным, насыщенным и разносторонним.

Таким образом, если роль представляет собой социальную функцию личности с соответствующими ей нормами поведения, то имидж – это не просто индивидуально окрашенное исполнение роли, он намного глубже. Он связан с такой личностнообразующей структурой как Я-концепция; можно сказать, что имидж позволяет человеку реализовать свою Я-концепцию через выполнение социальных ролей. Согласованность имиджа с Я-концепцией («активный имидж») или его с ней рассогласованность («реактивный имидж») представлены человеку через эмоцию, как эмоциональное переживание. И именно эмоциональное переживание является теми «воротами», которые позволяют человеку полнее осознать свой имидж, а при необходимости – и корректировать его.

 

Яковлева Е.Л. Имидж и социальные роли//
Политический маркетинг, №7(76), 2004. – С.9-14
www.academim.org

Об авторе:
Евгения Леонидовна Яковлева – академик АИМ, доктор психологических наук, профессор.

Тэги: нормы, роли, Яковлева Просмотров 7234


Ваше мнение

Что для вас имидж?

портал ci-journal.ru