Создатели привлекательного облика

Дата: 01.10.2009 г. Автор: Шепель Виктор Максимович
]]>Печать]]> E-mail
(1 Голос)

Число людей, называющих себя имиджмейкерами, возрастает сегодня в геометрической прогрессии. Это возможно потому, что у нас до сих пор эта специальность не кодифицирована, а потому любой может именовать себя имиджмейкером. В этом особенно преуспевают «пиарщики», т.е. специалисты, занимающиеся в профессиональной сфере так называемыми связями с общественностью, или, используя англоязычный термин, представители «паблик рилейшнз». За ними следуют психологи, затем стилисты, визажисты, дистрибьюторы различных косметических фирм. В Москве и в других городах страны можно встретить рекламные щиты, с которых обещают, что, побывав у модельера или парикмахера, клиент обретёт новый небывалый для него имидж. Россияне всегда были доверчивы к иноземному. По сей день мы не остыли от этого. Вот почему многих привлекает возможность назвать себя представителем такой популярной и модной профессии. К имиджмейкерству влечёт и меркантильный интерес: известно, что за эту работу хорошо платят.

В тех странах, где уровень жизни достаточно высок, у людей возрастает потребность инвестирования в самих себя. Реально это выражается в том, что растёт число салонов красоты и фитнес-центров, огромный интерес вызывают новые разработки модельеров, значительно прибавилось работы у косметологов и медицинских эстетов. В итоге это стимулирует требовательность людей к своему внешнему виду, усиливает спрос на личностных дизайнеров (так я образно называю имиджмейкеров, благодаря усилиям которых каждый, даже если природа и родители обделили его внешними данными, мог бы обрести личное обаяние). Достижимость этого для каждого человека, при условии, что он готов сам приложить усилия, может гарантировать имиджмейкер - в этом и состоит его профессиональное предназначение.

К сожалению, даже самые сильные стилисты и пиарщики, создавая образ эстрадной звезды или политического деятеля редко наделяют их «личным обаянием». Они делают их более яркими, броскими, порой преднамеренно эпатажными, но не тёплыми по-человечески, притягательно духовными. Пока в шоу-бизнесе и в политике хороши все средства, которые оправдывают цель. Но для этого не нужен имиджмейкер. Такой работой занимаются пиарщики, политические маркетологи, шоу-рекламисты, стилисты. Имиджмейкер – это особая профессия, прежде всего потому, что он занимается созданием не образа, а личностного облика. Неслучайно у В.Даля эти два понятия разведены чётко и категорически. Если образ в его толковании есть нечто застывшее и внешне заметное, то облик – это совокупность внешних характеристик личности, благодаря которым наглядно зримыми становятся её внутренние качества. Имиджмейкер – специалист, создающий эстетически привлекательный облик, учитывающий, что в каждом человеке есть положительные черты, которым надо придать, говоря современным языком, добротный «товарный вид». Нельзя, конечно, надеяться на то, что имиджмейкер способен превратить любые недостатки людей в их достоинства, однако он может помочь их скрыть – и это уже немало. Помогать людям, вызывать у других людей благоприятные впечатления – главное профессиональное умение имиджмейкера. Человекосбережение и личностное возвышение – это постоянные проблемы, которые призван решать имиджмейкер, создающий личностно-индивидуальные облики.

В Лиге профессиональных имиджмейкеров проводятся индивидуальные интерактивные групповые консультации по подготовке имиджмейкеров. Число специалистов, занимающихся дизайном одежды, косметологией, визажем, парикмахерством, прошло через нас немалое, но только несколько человек получили наше признание как имиджмейкеры. Все остальные представлены нами как консультанты по имиджу. Чем можно объяснить такую ограниченность доступа к профессии имиджмейкер?

В книге М.Кнебель «Поэзия педагогики» есть такое суждение: «Для любой профессии нужна специфическая одарённость, и уже используя её, можно чему-то научиться». В чём же должна проявляться специфическая одарённость имиджмейкера? Эта профессия требует особого менталитета. Имиджмейкер, прежде всего – философ, причём в классическом толковании. В работе с будущими имиджмейкерами я придаю особое значение развитию у них следующих менталитетных качеств: многомерного воображения, соответствия средств самопрезентации представленной цели, системного познания личности, чувства художественной меры, самокритичного осмысления своего «внутреннего опыта», технологичности использования знаний. Имиджмейкер должен обладать даром антроповеда, ибо он призван научить людей гуманно обращаться с людьми, самостоятельно раскрывать свой личностно-деловой потенциал. Он, как говорил Сенека, преподаёт, не прибегая к учительскому тону, у него особая метода не доказывать правила, а запечатлевать их незаметно в сердцах.

В книгах известных театральных режиссёров нам нетрудно обнаружить, что обучение актёров обязательно включает технологию самопрезентации. В мастерских М.С.Щепкина, К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, С.В.Образцова и многих других наших известных режиссёров представлен богатый материал по «вхождению в образ», по управлению манерой своего общения, объясняется, что такое «речь тела». Всё это вместе с техникой «очарования словом» и создаёт технологию самопрезентации. Кстати, её суть удачно выразил Дидро: «Актёры производят впечатление на публику не тогда, когда неистовствуют, а когда хорошо играют неистовство».

Понимая, как тесно связана его деятельность с «паблик рилейшнз», имиджмейкер должен хорошо ориентироваться в закономерностях социального восприятия, функционирования общественного мнения, уметь работать с избирательными технологиями. Повышенный деловой интерес для него представляют средства массовой информации, особенно телевидение и радио, поэтому необходимо многое знать о том, как они функционируют, каковы технологии воспроизводства имиджа в их «профессиональном регламенте», в том числе и в интернете. По сути дела, создавая персональный или корпоративный имидж, имиджмейкер добьётся должного успеха и признания своей работы, только если созданный им имидж клиентов будет успешно тиражирован в СМИ.

Вне всякого сомнения, имиджмейкер призван быть стилистом в самом широком смысле. Без знания основ дизайна одежды, косметологии, визажа, парикмахерского дела он не сможет смоделировать современный облик своего клиента. Речь идёт не о том, чтобы он умел всё это делать сам. Каждая названная сфера – это особые виды профессиональной деятельности. Чтобы ими владеть, нужны определённые способности, знания и навыки. Имиджмейкеру необходимо уметь работать с командой, в которую входят различные специалисты. Ему надо использовать их профессиональные умения, т.е. быть незаурядным менеджером-конструктором. Это особая грань его профессиональной компетентности.

В Японии в школах дети изучают интересный предмет, название которому икебана. В переводе с японского это означает «помочь цветам проявить себя». Прекрасная форма эстетического воспитания молодёжи, весьма близкая к профессии имиджмейкера. Было бы чудесно, если бы с детского возраста люди были озабочены своим имиджем и предпринимали бы соответствующие усилия для его облагораживания с помощью имиджмейкеров. Я рад, что мой предмет – имиджелогия – сейчас изучается в детских садах, школах, колледжах, созданы кафедры имиджелогии в вузах Москвы и Екатеринбурга. В этом мы чуть-чуть опередили японцев. Чтобы развить этот успех, нам нужны талантливые имиджмейкеры, ибо прикасаться к человеку, создавать его облик – это прекрасно, но и очень ответственно, этим могут заниматься только незаурядные личности и настоящие профессионалы, умеющие высвечивать лучшие качества личности.

Шепель В.М. Создатели привлекательного облика//
Имиджелогия-2004: Состояние, направления, проблемы.
Материалы Второго международного симпозиума по имиджелогии/
Под ред. Е.А.Петровой – М., РИЦ АИМ, 2004. – С.49-52,
www.academim.org

Об авторе:
Виктор Максимович Шепель, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки, Президент Лиги профессиональных имиджмейкеров, автор более 200 научных трудов и 30 монографий в области имиджелогии. Благодаря работам В.М.Шепеля в 90-е годы ХХ столетия началось обоснование имиджелогии как самостоятельной научно-прикладной области знания.

Тэги: имиджмейкинг, персона, Шепель Просмотров 5891


Ваше мнение

Что для вас имидж?

портал ci-journal.ru